Лучший педагог года

Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения (27 фото)

Ирина Нестерова
Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения

Приключения Смурфика

Работа выполнена: Учитель-логопед Нестерова Ирина Владимировна.

Тема: Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных, словах и предложениях.

Форма организации: индивидуально-подгрупповая (1-4 ребенка).

Возраст ребенка: воспитанники подготовительной к школе группы 6 лет.

Речевой статус: ФФН, ОНР IV уровня.

Публикация «Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения» размещена в разделах

Оборудование: Игрушка Смурфика, мяч, схема характеристики звука, дидактическое пособие «По следам зверей и птиц», презентация «Логические задачки на звук [р]»; настольный театр «Жители зоопарка», презентация «Короткие слова со звуком [р] в составе длинных слов со звуком [р], два рисунка Смурфиков с 5-10 отличиями (в зависимости от уровня готовности воспитанника, предметные картинки со звуком [р] в названии (в зависимости от количества, темпа деятельности дошкольников, уровня развития связной речи, наборы лепестков разного цвета на каждого ребенка.

Время: 30 мин.

Цель: автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных, словах и предложениях.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные: закреплять нормированное произношение звука [р] в слогах со стечением согласных, словах и предложениях; совершенствовать навыки определения позиции звука в слове; совершенствовать слоговую структуру слова; активизировать и расширять словарный запас; уточнять лексическое значение слов; развивать связную речь;

2) коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук, чувство ритма, умение соотносить движение с текстовым сопровождением;

3) коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к логопедической деятельности, усидчивость, доброжелательность, умение сотрудничать.

Методы и приемы: введение сказочного персонажа, постановка и решение проблемной ситуации, художественное слово (загадка, элементы логопедической сказки, средства кинезиологии, репродуктивный (на воспроизведение и составление вслед за взрослым) и поисковый (на подбор, анализ, преобразование, вычленение, сравнение).

Ход деятельности:

I. Организационный момент (1,5 мин).

1. Приветствие.

2. Переход от самостоятельной игровой деятельности к индивидуальной логопедической НОД с учителем – логопедом.

Учитель – логопед интересуется игровой деятельностью воспитанников, спрашивает, какие игры с мячом они знают, предлагает вспомнить, в какие игры играли с учителем – логопедом на предстоящей встрече. Игра с мячом «Назови слова со звуком [р]».

3. Введение мультипликационного персонажа. Постановка проблемной ситуации. Педагог вносит игрушку Смурфика и от его лица просит ребенка помочь ему выполнить задания и получить приз.

II. Основной этап (26 мин.)

1. «На чем отправимся путешествовать?».

Отгадывание загадки:

Учитель – логопед:

Это что за богатырь

Вдоль дороги поднял пыль?

По асфальту напрямик

Едет с грузом. (грузовик).

Учитель – логопед просит дошкольника(-ов) завести мотор грузовика.

Ребенок произносит изолированный звук [р].

Учитель-логопед задает вопрос: Как ты завел мотор? Как образуется звук [р]? Что для этого нужно сделать?

Учитель – логопед актуализирует знания ребенка об образовании звука [р].

Учитель-логопед просит дать характеристику звуку [р] с опорой на схему.

Учитель-логопед: Звук [р] будет сопровождать нас на протяжении всего путешествия. Постараемся не забывать о нем, правильно произносить в словах и предложениях.

Смурфик, дошкольник(-ки) и учитель – логопед «отправляются» на грузовике в путешествие.

Учитель – логопед: Все вместе мы справимся с заданиями и поможем Смурфику получить приз. Во время выполнения заданий мы будем проговаривать слова и предложения со звуком [р].

2. «Помоги птицам и животным попасть в свое жилище».

Учитель – логопед вносит дидактическое пособие «По следам птиц и животных» и предлагает детям помочь животным попасть в сове жилище.

Учитель-логопед прикладывает указательный и средний палец правой руки (по количеству лап птиц, а затем средний и указательный пальцы обеих рук (по количеству ног и лап животных) к изображению следов животных на картинке, сопровождает движение руки произнесением слогов со стечением согласных. Просит каждого ребенка повторить слоги, выделяя звук [р] голосом и произнося его раскатисто, с «моторчиком». Имитирует шаги и прыжки птиц: «Кра-кра-кра-кра, вот и попал грач в гнездо», «гры-гры-гры-гры, - вот и скворец в скворечнике», шаги и прыжки животных: «фру-фру-фру-фру, - забежал еж в норку, пры-пра-пры-пра, доскакал заяц до куста, бру-бро-бру-бро, - вот и белочка прыгнула в свое дупло, шра-шро-шру-шры, - вперевалочку дошагал к берлоге медведь».

Учитель - логопед просит каждого ребенка воспроизвести ряды из четырех слогов со стечением согласных, сопровождая их движением пальцев руки, обеих рук.

3. «Угадай словечко».

Учитель-логопед предлагает ответить на вопросы подходящим по смыслу словом, четко произнося звук [р], а затем сверить ответ с картинкой-отгадкой на экране ноутбука (используется презентация).

Учитель-логопед: Не забывай выделять звук [р] голосом.

- Автомобиль, перевозящий грузы. (Грузовик).

- Строительный материал с четырьмя одинаковыми сторонами прямоугольной формы. (Брусок).

- Украшение, которое носят на груди. (Брошь).

- Украшение, которое носят на запястье руки. (Браслет).

- Предмет для измерения температуры тела. (Градусник).

- Предмет для измерения температуры воздуха. (Термометр).

- Есть у самолета и у птицы. (Крылья).

- Еда на лугах для животных. (Трава).

- Самая высокая часть дома. (Крыша. Труба).

- Начало дня. (Утро).

- Пищевой продукт, из которого варят кашу. (Крупа).

- «Кусачее» лекарственное растение. (Крапива).

- Слепой жених Дюймовочки. (Крот).

- Лошадь в полоску. (Зебра).

- Для мамы он сын, а для сестры? (Брат).

Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения
Приключения Смурфика Работа выполнена Учитель логопед Нестерова Ирина Владимировна Тема Автоматизация звука р в слогах со стечением согласных словах и предложениях Форма организации индивидуально подгрупповая ребенка Возраст ребенка воспитанники подготовительной к школе группы лет Речевой статус ФФН ОНР уровня Публикация Конспект индивидуально подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения размещена в разделах Дифференциация и автоматизация звуков Конспекты занятий Все конспекты Коррекционные занятия Цель автоматизация звука р в слогах со стечением согласных словах и предложениях Логопедические занятия логопедической деятельности усидчивость доброжелательность умение сотрудничать Ход деятельности Организационный момент мин Переход от самостоятельной игровой деятельности к индивидуальной логопедической НОД с учителем логопедом Учитель логопед интересуется игровой деятельностью воспитанников спрашивает какие игры с мячом они знают предлагает вспомнить в какие игры играли с учителем логопедом на предстоящей встрече Игра с мячом Назови слова со звуком р Введение мультипликационного персонажа Постановка проблемной ситуации Педагог вносит игрушку Смурфика и от его лица просит ребенка помочь ему выполнить задания и получить приз Основной этап мин На чем отправимся путешествовать Отгадывание загадки Учитель логопед Это что за богатырь Вдоль дороги поднял пыль По асфальту напрямик Едет с грузом Учитель логопед просит дошкольника ов завести мотор грузовика Ребенок произносит изолированный звук р Учитель логопед задает вопрос Как ты завел мотор Как образуется звук р Что для этого нужно сделать Учитель логопед актуализирует знания ребенка об образовании звука р Учитель логопед просит дать характеристику звуку р с опорой на схему Учитель логопед Звук р будет сопровождать нас на протяжении всего путешествия

4. «Рассели животных».

Учитель-логопед: мы попали в зоопарк, где «новичков» - животных зебру, зубра, жирафа, рысь, бобра, и росомаху нужно расселить по «квартирам».

Учитель-логопед : Произнеси название животного, найди место звука [р] в слове и соотнеси его с выделенным «окошечком в схеме –«квартирке» для животных.

Ребенок (дети) называет(-ют) животных и находит(-ят) место звука [р] в слове: это зебра, звук [р] находится в середине слова, я заселяю зебру в «квартиру» с закрашенным в середине окошечком (помещает картинку в «квартиру» с выделенным синим цветом вторым окошечком. В эту же квартиру я заселю жирафа, в этом слове звук [р] тоже звучит в середине слова. В «квартиру» с первым закрашенным окошечком я заселю росомаху и рысь, в названии этих животных звук [р] звучит в начале слова. Зубр и бобер будут жить в квартире с закрашенным последним окошечком, потому что в словах «зубр», «бобер» звук [р] звучит в конце слова.

4. «Прятки».

Учитель-логопед: Короткие слова спрятались в длинных словах. Найдите, в каком слове спряталось слово «рой» (на экране несколько предметов, из которых нужно выбрать один подходящий вариант). Затем подтверждает правильность ответа, и вводит следующее задание по следующей иллюстрации на экране: «Верно, рой пчелиный спрятался в тройке, а в каком слове спряталась тройка? Тройка спряталась в постройке. В какое слово уместились «росы»? В какое слово спрятались «тросы»? Уместились росы в тросы, а тросы в матросы. Куда спряталось слово «порт»? В каком слове есть слово «спорт»? Слово «порт» поместилось в слово «спорт», слово «спорт» в слово «транспорт».

5. «Кривое зеркало».

Учитель-логопед: «Смурфик посмотрелся в зеркало и удивился: «Это я или не я?»

Как ты думаешь, почему удивился Смурфик? Наверное, потому что увидел некоторые отличия. А ты сможешь их найти?

Учитель-логопед выставляет две картинки с изображением Смурфиков, в которых имеется от 5-ти до 10-ти отличий в зависимости от уровня готовности воспитанников.

Дети находят отличия между изображением двух Смурфиков, составляя при этом сложносочиненное предложение: «У Смурфика слева пуговицы круглой формы и красного цвета, а у Смурфика справа пуговицы квадратной формы и оранжевого цвета».

Фото №1 Постараемся не забывать о нем правильно произносить в словах и предложениях

7. Игра «Собери картинки на полянке».

Учитель-логопед выкладывает на столе или на ковре предметные картинки, названия изображений которых содержат звук [р]. (Количество картинок увеличивается в зависимости от количества детей,темпа деятельности, уровня развития связной речи дошкольников).

Учитель-логопед знакомит воспитанников с правилами игры. Сообщает, что нужно собрать как можно больше картинок. Для этого составить предложение, используя картинный материал.

Учитель-логопед от имени Смурфика составляет предложение по картинкам воспитанника: "Грузовик везет брус" и собирает с полянки две картинки с изображением грузовика и бруса. Затем предлагает по образцу составить предложение каждому дошкольнику.

Учитель-логопед от имени Смурфика составляет предложение, используя три картинки: «Зубр встретил зебру, которая несла виноград». "Смурфик" берет с полянки картинки зубра, зебры, винограда.

Дети по примеру Смурфика составляют предложение, используя по три картинки из оставшегося набора.

Далее "Смурфик" составляет предложение, используя четыре картинки: «Крот управлял подъемным краном, который поднимал крышу на постройку» и собирает с полянки картинки с изображением крота, крана, крыши, постройки. Если дошкольник затрудняется составить предложение, используя названия 4-х картинок, учитель-логопед использует наводящие вопросы.

Заключительный этап (2,5 мин.)

Подведение итога деятельности. Рефлексия.

Учитель-логопед: Вот и закончилось наше путешествие и приключения Смурфика. Мы выполнили все задания. Вы были хорошими помощниками Смурфику. Он говорит вам: «Браво!». Как вы думаете, почему он выбрал именно это слово? Конечно, потому что оно звучит со звуком [р]. Этот звук сегодня сопровождал нас в пути.

Учитель-логопед обращается к каждому ребенку: Как ты считаешь, ты всегда справлялся с этим звуком? Тебе было легко или трудно произносить слова со звуком [р]? А предложения? Какое задание было для тебя самым трудным? А какое самым интересным? В какую игру ты хотел бы поиграть еще? Смотри, на поляне вырос Цветик-Семицветик. У него семь лепестков. Выбери лепесток, того цвета, который «похож» на твое настроение. А вот и приз, за которым шел Смурфик: это воздушные шары. Смурфик что-то говорит мне на ушко, он хочет поделиться шарами со своими друзьями: по одному шару он дает каждому из вас и приглашает продолжить игры на прогулку.

Прощание.

Список используемой литературы:

1. Борисова Е. А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем.

2. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг.

Публикации по теме:

Логопедический конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Автоматизация звука «Ш» в словах и в связной речи. МДОАУ Детский сад «Солнышко» Логпедически конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Автоматизация звука «Ш» в словах и.

План-конспет индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука [Л] Автор Гребенникова Жанна Сергеевна учитель-логопед II категории МБДОУ ДС ОВ №21 ст. Азовской Краснодарского края План-конспект индивидуального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения
Опубликовано: 31 июля 2014 в 10:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД