Получи документы

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»

Марина Короткая
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»

Индивидуальное занятие (дислалия)

Тема: Автоматизация звука "Р"

Лексическая тема: "На рыбалке"

ЦЕЛИ: автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «На рыбалке».

Задачи: Способствовать закреплению правильного четкого произношения звука «Р» в словах, в тексте, предложениях; закрепить представления о твердости и мягкости согласного звука «Р»; способствовать формированию операций контроля; развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов; развивать подвижность речевого аппарата, правильное речевое дыхание, процессы мышления, целостность зрительного восприятия, общую и мелкую моторику. Уточнять и обогащать словарный запас по теме «Рыбы, рыбалка», способствовать развитию связанной речи. Воспитывать умение преодолевать трудности, воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]“» размещена в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картинка "На рыбалке", "рыбки", "удочка", мыльные пузыри, камни для развития мелкой моторики, пирамида со словами, содержащими звук «р», презентация по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Психологический настрой.

Я сейчас прочитаю стихотворение, а ты обрати внимание, какой звук я пропускаю в словах: (слайд 2)

Т. и леща, т. и фо. ели

Наш. ыбак поймал на мели!

- Вот улов, так улов!

. адовался. ыболов.

Актуализация знаний

Над каким звуком мы будем сегодня работать? («Р»). Звук «Р» гласный или согласный? Звонкий или глухой? Скажи звук твердо и мягко. Звук «Р» какой буквой на письме обозначается? Выложи букву Р при помощи камешков. (Развитие мелкой моторики).

2. Основная часть.

2.1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ. Отгадай загадку: (слайд 3)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Лягушка — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам,

Улыбаются, смеются

А глаза у них как блюдца.

У какого крупного животного нос похож на длинную трубу? (слайд 4)

Хоботок — губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Подражаю я слону:

губы хоботом тяну.

Даже если я устану,

их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

свои губы укреплять.

Лягушки - хоботок - на счёт "раз-два" чередовать упражнения.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Упражнения для языка: (слайд 5)

Маляр - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить потолок пора,

Пригласи маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем

Поведём вперёд-назад -

Наш маляр работе рад!

Лошадка - пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён. (слайд 6)

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу.

Цок-цок-цок~цок.

Если хочешь - прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост и грива.

Цок-цок-цок-цок.

Я лошадка Серый Бок,

Цок-цок-цок-цок.

Посчитай верхние зубы - кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

2.2. Развитие фонематического слуха

та-то-ту-ти па-ба-па-ба

аль-оль-уль-иль ав-ав-аф-аф

дра-дро-дру-дры да-да-та-да

тря-тре-трё-три атр-ятр-итр-ытр

2.3. Формулирование темы и целей занятия.

(Формулирует ученик, а учитель-дефектолог обобщает).

Стихотворение (Чтение стихотворения учителем-дефектологом, а затем ребенком.) (слайд 7)

Три леща, три форели

Наш рыбак поймал на мели!

-Вот улов, так улов!

Радовался рыболов.

- О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбах и рыбаке)

- А кто радуется улову? (Рыбак)

Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках. Закрепим произношение звука "Р" в словах, предложениях.

- Кто такие рыбы и кого называем рыбаком?

В словаре Владимира Даля Рыба - водное животное с холодной алой кровью, жабрами, чешуей или обнаженной кожей, мечет икру.

2.4. Автоматизация звука «Р» в словах. Развитие активного словаря.

Игра: "СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ"

- Подбери и назови родственные слова к слову "Рыба".

РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп, рыбацкий, рыбачье.

Презентация (Пресноводные рыбы) (слайд 8-24)

Карась- река Карасина.

Зеркальный карп - на теле имеются отдельные крупные чешуйки — «зеркальца» (отсюда название)

Окунь- первонач. "глазастая рыба". От око;

ПЕСКАРЪ - Происхождение неясно. Возможно, слово пескарь образовано от существительного пискъ - по писку, который издает эта рыбешка, когда се берут в руки. Есть объяснение, согласно которому название этой рыбки связано с существительным песок. Возможно также, что оно восходит к латинскому — "рыба".

Угорь - "угорь" (буквально "водяная змея").

Слово «Щука» восходит к польско-украинскому глаголу «шукать» -искать.

Осетр "рыбья кость".

Плотва "плоская рыба

Лещ - с греч. "косой" (о линии)

Омуль омулявка "маленькая рыбка"

Игра "РЫБОЛОВ".

(На полу разбросаны "рыбки" — фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, чешуя, мальки, щука, пескарь, плавники, учащийся при помощи "удочки" - ручка, веревочки и магнитика "ловит" слова).

- "Поймайте" "рыбки" со словами на звук "Р" и прочитайте их.

(Ребёнок "ловит" и четко проговаривает слова со звуком "Р": рыба, жабры, брюшко, карась, икра. пескарь).

- В каких словах нет звука "Р"? (чешуя, мальки, щука, плавники)

- На какие еще две группы можно разделить эти слова? (название рыб и частей тела рыб).

- Назовите эти две группы (рыба, карась, мальки, щука, пескарь и жабры, брюшко, икра, чешуя, плавники).

- По какому признаку мы можем еще разделить данные слова? (на слова, где звук "Р" звучит твердо - это рыба, жабры, икра и мягко - это брюшко, карась, пескарь).

- Объясни, почему? (согласный звук смягчают "Ь" знак и буква "Ю")

(При выполнении задания учитель-дефектолог постоянно следит за правильным и четким произношение звука "Р" в словах, ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук).

2.5. Дыхательная гимнастика (слайд 25)

"ДЫШИМ КАК РЫБЫ"

- Покажи, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами) (вдох носом- выдох ртом).

А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом) (вдох ртом - выдох ртом)

Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами) (Вдох носом - выдох ртом)

Как правильно нужно дышать? (Делать вдох носом - выдох ртом) (Вдох носом - выдох ртом).

Упражнение выполняем до 3-5 раз.

Формирование операций контроля.

Рассмотри внимательно буквы. Обведи кружком те, которые написаны правильно. Выпиши их в квадратики. Какое слово у тебя получилось?

Собери пирамиду. В основание пирамиды надо положить кольцо со словом, в котором звук «Р» стоит на первом месте, второе кольцо – слово, где «Р» на втором месте и т. д.

Физкультминутка.

Упражнение на развитие общей моторики: "РЫБКА" (координация речи с движением тела и рук).

РЫБКА ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ, (ученик показывает туловищем и руками, как плавают рыбки)

РЫБКЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ.

РЫБКА, РЫБКА, ОЗОРНИЦА, (грозит пальчиком)

МЫ ХОТИМ ТЕБЯ ПОЙМАТЬ, (изображает ловлю рыбки крючком)

Упражнение выполняем до 3-х раз

2.6. Автоматизация звука «Р» в предложениях

Пословица. Как Вы понимаете пословицу: (слайд 26)

"БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА"?

(Только когда человек трудится, работает, то у него все получит, он все добьется).

Развитие связной речи. (слайд 27)

Сюжетная картинка «НА РЫБАЛКЕ».

Составьте рассказ по сюжетной картинке.

Опорные слова: рыболов, рыба, река, лодка, ерш, пескарь, удача, "Ловись рыбка большая и маленькая".

Примерный текст рассказа:

Мама с Ромой отправились на рыбалку. Они пошли рыбачить на озеро. Сели в лодку и поплыли по озеру. Рома закинул удочку с червячком на крючке и стал ждать. Рома повторял: "Ловись рыбка большая и маленькая". Он поймал пескаря и ерша. Удачная была рыбалка!

Учитель-дефектолог при затруднении помогает дополнительными вопросами.

Скороговорка. (слайд 28)

РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, ВЕСЬ В РЕКУ УПЛЫЛ УЛОВ.

(Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук "Р", затем быстро, еще быстрей).

3. Рефлексия. Подведение итогов. (слайд 29)

О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке).

Какие названия рыб ты узнал? (Ерш, пескарь, карась и др.).

Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить? (Звук "Р")

Заполнение карточек «Настроения».

Учитель-дефектолог: Короткая М. В.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложенияхКонспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно - образовательные: - Закреплять правильный.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»
Опубликовано: 4 июля 2020 в 12:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД