Папки-передвижки

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук [С]» (подготовительный этап)

Светлана Коваленко
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук [С]» (подготовительный этап)

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: „Звук [С]“ (подготовительный этап)» размещена в разделах

Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает рассказ взрослого, пытается сочинять сам.

Сказка как сокровищница русского народа находит применение в коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

При использовании сказки в системе логопедических занятий преследуют такие цели.

Совершенствование лексико-грамматических средств языка и звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности).

Развитие связной речи.

Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.

Воспитание любви ко всем людям и природе.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки - это мир, в котором он живёт. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он населяет удивительными маленькими и большими существами; самые обыденные предметы в его сознании живут своей собственной насыщенной и интересной жизнью.

В своей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевое нарушения со сказкой,мы встречаемся на первых этапах по постановке звуков. Мы используем сказки Веселого Язычка, где главным героем является сам язычок. С помощью Веселого Язычка ребята знакомятся с речевым аппаратом, где ротиком является домик в котором он живет, в домике есть дверь и крылечко, потолок и стенки. Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Например упражнение «Вкусное варенье» ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье. клубничное, малиновое, яблочное? Вот так и заодно и активизируется словарь у ребенка. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зуб.

В артикуляционные сказки так же желательно вводить элементы мелкой и общей моторики. Вот на заборе (упр. "Заборчик") сидит кошка и сердится: пшшш, выпускает коготки (полукруглые ладони в напряжении) - и на солнышке успокаивается: мяу (ладошки расслабляются). Так в процессе коррекционной работы преображается сказка - преображаются и дети.

Артикуляционные сказки можно разнообразить, вводить новые сюжеты и элементы, чтобы у детей не пропадал интерес.

На подгрупповых занятиях при планировании лексических тем я тоже включаю метод сказко терапии, где основными целями разработанного цикла занятий являются формирование лексико –грамматических средств языка, развитие связной речи и коррекция звукопроизношения. Признакомстве с лексическими темами «Осень», «Зима», «Весна, Лето» я знакомлю детей с методом цветового игротренинга. В начале занятия детям сообщаю о том, что сегодня мы совершаем путешествие в «Желтую сказку», жители которого имеют соответствующий цвет (по аналогии выстраиваю работу по сказкам с другими цветами «Красная сказка», «Зеленая сказка», «Розовая сказка», «Белая сказка», т. д. Например, дети в игровой форме изменяют существительные по падежам (например, В «Красной сказке»; Р. п. – «У красной кружки нет красной ручки», Д. п. «Девочка дает корм красному петуху»; образуют множественное число существительных (например, в «Розовой сказке» : стул – розовые стулья, окно – розовые окна и т. д.). В «Зеленой сказке» дети согласовывают прилагательные с числительными (одна зеленая груша, две зеленые груши, пять зеленых груш, в «Желтой сказке» учатся, а затем и закрепляют умение пользоваться предлогами (например «Желтая бабочка залетела ПОД желтый стол, вылетела ИЗ _ПОД желтого стола).На индивидуальных занятиях я включаю навыки составления или пересказа небольших рассказов или сказок по сюжетным картинкам. В ходе занятия звуки автоматизируются : звук [Р ] - красный, розовый, серый, черный. Звук [С ] - красный, синий, серый, серебряный.

Также на подгрупповых логопедических занятиях я использую в работе сказки - диалоги, это небольшие диалоги, где включаются в разговор два сказочных героя лиса и еж. Например: Бежит ежик воль дорожек и скользит по льду. Говорит ему лисица: - «Дай,переведу». Отвечает серый ежик : «У меня две пары ножек сам,я перейду». В сказках - диалогах у детей развивается диалогическая речь, интонация, темп, выразительность.

В занятиях – игры сказки и сказки – инсценировки - легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д.) ; релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке);игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались)упражнения на развитие всех анализаторных систем. Именно использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно: ведь дети с различными речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. важно отметить, что сказка максимально ориентирована на потребность ребенка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно и участники и зрители происходящего. Это могут быть сказки –инсценировки, дидактические игры, сказки –спектакли. При совместном творчестве с детьми может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подготовке к занятию я продумываю различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с сюжетно – дидактической игры, побор сюжетных и пейзажных картин и т. д. Использование сказок в коррекционной работе с детьми среднего дошкольного возраста способствуют как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно – следственных отношений событий и отражению их в речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Задачи воспитания и обучения детей с 2–3 лет («Программа воспитания и обучения» Васильевой») Вашему вниманию представлена презентация, в основе которой лежит "Программа воспитания и обучения детей с 2-3 лет в детском саду" Васильевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук [С]» (подготовительный этап)
Опубликовано: 4 июня 2013 в 13:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД