Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Евдокия Акулова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Паспорт занятия:

1. Место проведения: МБОУ «Юркинская СОШ» старшая группа «Топтыжки».

2. Продолжительность: 25 мин.

3. Образовательная область: «речевое развитие».

4. Тема: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

5. Форма проведения занятия: групповая.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки „Лиса и кувшин“» размещена в разделах

6. Цель: - развивать диалогическую и монологическую речь детей.

7. Планируемые результаты: выражает свои эмоции (тревогу, интерес) при прочтении русской народной сказки «Лиса и кувшин»; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в игре.

8. Задачи:

8.1. Образовательные: - рассказывать сказку «Лиса и кувшин» без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином.

- учить подбирать синонимы к глаголам.

- учить составлять предложения, правильно сочетая слова по смыслу, упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов.

- побуждать использовать в речи разные интонации.

8.2. Развивающие :

- развивать связную диалогическую и монологическую форму речи. 8.3. Воспитывающие: - воспитывать чуткость к художественному слову.

- умение оценивать и понимать поступки и чувства других.

- воспитывать представление о настоящей дружбе.

9. Основной дидактический метод: словесный – рассказ, беседа.

10. Частные методы и приё мы:

10.1. Наглядный – рассмотрение иллюстраций к сказке «Лиса и кувшин».

10.2. Словесный – беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.

10.3. Игровой – игра «Угадай, какое слово заблудилось».

11. Словарная работа: «Жать» - это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.

12. Ресурс НОД:

12.1. Материал для занятия: сказка «Лиса и кувшин» (из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»).

12.2. Организация детей: дети входят в группу, рассаживаются на свои места.

12.3. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лисы и журавля, беседа об их жизни в природе, знакомство с новыми словами: званный пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и окликнется.

12.4. Список использованной литературы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. И доп. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с. ISBN 978-5-4315-0504-1

«Дошкольное воспитание» Издательство «Просвещение», 1990. №5. 1-128. ISSN 0012-561X/

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада/ сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990 – 420 с. : ил. – ISBN 5-09-001646-1.

План:

1. Вводная часть занятия (2 мин)

1.1 Мотивация.

2. Основная часть занятия (20 мин)

2.1 Объяснение значения слова «жать».

2.2 Сказка «Лиса и кувшин».

2.3 Физкультминутка.

2.4 Игра «Живые слова».

2.5 Игра «Какое слово заблудилось?»

3. Заключительная часть занятия (3мин)

3.1 Рефлексия.

Ход НОД

1. Вводная часть занятия.

1.1 Мотивация.

Воспитатель: - ребята я предлагаю вам отправиться в далёкое прошлое наших дедушек и бабушек, когда урожай хлеба на полях убирали не комбайнами, а в ручную с помощью серпа (показать картинку серпа).

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Не когда лежать, когда пора жать» - говорили люди. Скошенные растения увязывали в снопы. Эта пора называлась «Жатва» (показать картинку с жатвой).

2. Основная часть занятия.

2.1 Объяснение значения слова «жать».

Воспитатель объясняет детям значение слова «жать».

Воспитатель: - сегодня я вас познакомлю с русской народной сказкой. Мы будем беседовать, пересказывать, играть.

Догадайтесь по описанию кто это?

- Живёт в лесу, у неё острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех? Дети: - лиса.

Воспитатель: - сказка называется «Лиса и кувшин».

Воспитатель и дети располагаются на стульчики по кругу.

Воспитатель говорит «волшебные слова» : «Раз, два, три, четыре, пять, можно сказку начинать.

2.2 Сказка : - «Лиса и кувшин»

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса :

- Погоди же ты, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Воспитатель: - о чём рассказывается в этой сказке?

Дети: - о лисе, и кувшине.

Воспитатель: - как лиса попала в кувшин?

Дети: - лиса всунула в него голову.

Воспитатель: - как лиса сначала разговаривала с кувшином?

Дети: - ласково, она его просила.

Воспитатель: - какие слова говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все поняли, что лиса говорит ласково.

Дети: - ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!

Воспитатель: - как лиса стала потом разговаривать?

Дети: - сердито, она угрожала кувшину.

Воспитатель: - какие слова она говорила? Произнесите их, чтобы было понятно – лиса говорит сердито.

Дети: - погоди же ты, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю.

Воспитатель: - чем заканчивается сказка?

Дети: - побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Воспитатель: - какой показана лиса в этой сказке?

Дети: - лиса показана хитрой, она подобралась к кувшину и вылакала молоко. Сначала притворилась ласковой, а потом сердито стала разговаривать с кувшином.

Воспитатель предлагает послушать сказку ещё раз и затем рассказать её, передав интонации разговора лисы с кувшином. Вызывает двоих детей. Советует им договориться, кто возьмёт на себя роль автора, кто – лисы.

После двух пересказов спрашивает у детей, чья сказка им больше понравилась. Почему? (ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на предложение «Побежала лиса к реке».

Воспитатель: - как можно сказать по другому? Придумайте вместо «побежала» другое слово.

Дети: - помчалась, понеслась, полетела.

Воспитатель: - а теперь составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «лиса».

Дети: - помчалась лиса к реке…

Воспитатель: - послушайте загадку:

Рыжая, хитрая,

Никак ей не сидится,

Рыщет всюду, быстрая,

Звать её…

Дети: - лисица.

Воспитатель: - почему вы думаете, что это лисица?

Дети: - рыжая, хитрая, быстрая…

2.3 Физкультминутка.

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – лиса!

До чего же хороша!

2.4 Игра «Живые слова».

Воспитатель вызывает троих детей. Первый ребёнок становиться словом «рыжая», второй словом «лиса». Третье слово, завершающее предложение, называют дети: «крадётся», «мчится», «несётся», «приближается». и т. д. Воспитатель выбирает какое-либо одно слово и предлагает ребёнку, назвавшему его, встать рядом с первыми двумя детьми. Дети «читают» получившееся предложение: «Рыжая лиса приближается».

Затем воспитатель меняет «слова» местами. «А сейчас какое предложение получилось?» (Приближается рыжая лиса».)

2.5 Игра «Угадай, какое слово заблудилось?»

Воспитатель вызывает четверых детей и каждому «даёт» слово – «кувыркается», «шустрый», «весело», «лисёнок», предлагает повторить.

Воспитатель: - догадались, почему игра так называется?

Дети: - слова стоят не по порядку.

Воспитатель: - правильно, слова стоят не по порядку, они «заблудились», и поэтому не очень понятно, что же говориться о лисёнке. Подумайте, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным?

Дети: - переставит слова.

Дети предлагают варианты перестановок. Каждый раз называют слова в новой последовательности. Когда, наконец, получится предложение, воспитатель производит ещё одну-две перестановки.

«Шустрый лисёнок весело кувыркается».

«Шустрый лисёнок кувыркается весело».

«Весело кувыркается шустрый лисёнок».

Аналогично проводится работа со словами «лежит», «норы», «лиса», «около».

Возможные варианты предложений:

«Лиса лежит около норы».

«Лежит лиса около норы».

«Около норы лиса лежит».

«Около норы лежит лиса».

После «чтения» последнего предложения воспитатель предлагает детям – «словам» разойтись по комнате, а остальным – подозвать их и снова поставить так, чтобы получилось предложение «Около норы лежит лиса».

3. Заключительная часть занятия.

3.1 Рефлексия

- Какую сказку мы сегодня читали?

- В какую игру мы играли?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и козел» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Конспект НОД «Пересказ сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации» в старшей группе. Образовательные.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и козел» Программное содержание: 1. Познакомить детей с новым литературным произведением «Лиса и козел» 2. Учить использовать при пересказе образные.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть" Задачи: - учить детей подбирать.

Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Пересказ сказки «Красная Шапочка» Образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие,, Задачи: Образовательная.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» КОНСПЕКТ по развитию речи в старшей группе по теме : «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7лет»).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Пересказ сказки «Лиса и козел». Тема: "пересказ сказки "Лиса и козел". Программное содержание: * Учить связно и последовательно пересказывать текст, логически мыслить.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи. Пересказ сказки «Сосулька и кот» Тема: Пересказ сказки «Сосулька и кот». Цель: Обобщение знаний детей о весне, обучение пересказу. Задачи: 1. Образовательные: согласовывать.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» Программное содержание. Задачи. Образовательные: • Активизировать словарь по теме «Весна». • Совершенствовать грамматический строй речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Опубликовано: 18 октября 2018 в 10:56
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД