МААМ-картинки

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Знакомство со звуком [ы]»

Валентина Юрьевна Боркунова
Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Знакомство со звуком [ы]»

Цель: знакомство со звуком [ы].

Задачи.

Образовательные:

Познакомить с гласным звуком [ы]. Формировать умение выделять данный звук в слове; чётко произносить его в слогах, словах, и фразах; навык звукового анализа и синтеза.

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие, грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными, связную речь, расширять лексический запас.

Воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность.

Оборудование.

Публикация «Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) „Знакомство со звуком [ы]“» размещена в разделах

Конверт с письмом, картинки к АУ «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Кошка выгибает спинку», «Маляр», «Грибок», индивидуальные зеркала, салфетки, предметные картинки со звуком [ы], геометрические фигуры, схема парохода из геометрических фигур, фишки красного, синего, зелёного цвета, Фея, сова, ёжик, лепестки цветка с предметными картинками (со звуком [ы] и без него, картинки для рефлексии.

Форма проведения: игра «День рождения».

Ход занятия

Организационный момент.

«Настраиваемся на занятие»

В: Наши глаза …

Дети: Внимательно смотрят.

В: Наши уши …

Дети: Внимательно слушают.

В: Наши ноги …

Дети: Нам не мешают.

В: Наши руки …

Дети: Нам не мешают, а помогают.

В: Давайте вспомним правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим!

Паузы мы соблюдаем!

Звук ударный выделяем.

В: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, давайте прочитаем его:

«Здравствуйте, ребята! Я – Фея звуков, хозяйка красного замка. Я приглашаю вас на мой день рождения. Приходите, буду ждать!»

Артикуляционная гимнастика.

В: Ну что, ребята, пойдём к Фее на день рождения? (Ответы.) Но сначала давайте потренируем наш язычок.

( АУ: «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Кошка выгибает спинку», «Маляр», «Грибок».)

Мимическая гимнастика.

В: Итак, ребята, мы идём на день рождения. Но мы ещё не знаем, что нам подарить.

Вроде бы и радостно, что приглашают, и грустно, потому что не определились с подарком. Давайте покажем наши чувства.

( МУ: «Радость – грусть».)

Постановка целей и задач.

В: Всё-таки, что же нам Фее подарить? Ребята, что вы можете предложить? (Ответы.) Может быть, нам подарить Фее звук. Вы согласны? (Ответы.)

Актуализация представлений.

В: Из письма мы узнали, что Фея звуков – хозяйка красного замка. Если замок красный, какие звуки в нём живут? (Гласные.) Какие гласные звуки вы знаете? (Ответы.) А какой звук подарим – отгадайте! Помотрите на эти картинки.

( Выставляются картинки: рысь, стаканы, конфеты, сыр.)

Какой одинаковый гласный звук вы слышите в словах? (Ответы.) Значит, какой гласный звук мы подарим Фее? (Звук [ы].)

Формирование представлений.

В: Давайте узнаем, что это за звук? Произнесём его громко-тихо-громко.

( Дети повторяют: «ы - ы – ы – ы» громко-тихо-громко.)

(Артикуляционная и акустическая характеристика звука :

язык глубоко во рту поднялся горкой, звук гласный, во рту нет преград, звук поётся.)

Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук»

В: В гости к Фее звуков нам придётся плыть на пароходе.

Кто знает, что такое пароход? (Ответы.) А знаете, как пароход даёт гудок? ы – ы – ы – ы – ы! (прерывисто). Давайте попробуем хлопками поймать этот звук.

(Дети произносят звук и ловят его хлопками.)

Игра на развитие слогового синтеза «Закончи слово»

В: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Закончи слово». Слова будут состоять из двух слогов, я буду называть первый слог, а вы – добавлять слог «ты».

Кус-ты, мос-ты, бол-ты, ко-ты.

А теперь давайте попробуем добавить слог «ды».

Са-ды, хо-ды, пло-ды, ря-ды.

В: Скажите, где в этих словах находится звук [ы]? (В конце слова.)

В: Ну что ж, ребята, пора отправляться на день рождения к Фее звуков. Посмотрите, на столе лежат геометрические фигуры и схема парохода. Давайте из фигур выложим пароход и поплывём к Фее в гости!

(Дети выкладывают пароход по схеме.)

Физминутка «Пароход».

От зелёного причала оттолкнулся пароход (прыжок на месте).

Он пошёл сперва назад (шаг назад,

А потом пошёл вперёд (шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке (загребающие движения руками,

Набирая полный ход (ходьба на месте).

Обобщение и первичное закрепление знаний.

В: Вот мы и приплыли, ребята! Смотрите, нас встречает Фея звуков! Давайте поздороваемся с ней. (Здороваются.) Ребята, а Фея приготовила для вас угощение.

( Демонстрируются картинки: сыр, рыба, дыня).

Есть в этих словах звук [ы]? (Ответы.) А где он там живёт, в какой части слова? (В середине слова.)

В: Ребята, Фея пригласила на день рождения мудрую сову. Сова пришла с подарком. Она в честь дня рождения Феи издала указ о том, что звука [ы] в начале слова не бывает. И сочинила вот такое стихотворение:

Мы услыхали от совы

Что нет ни слова

на звук [ы].

А вы заметили, что звук [ы] в начале слова не живёт? (Ответы.)

В: А вот и ещё один гость: любимый друг Феи – ёжик Пых. Ребята, Фея просит вас звуками (фишками) выложить имя её друга – ёжика. Сколько звуков в слове Пых? Согласные звуки здесь твёрдые или мягкие? (Ответы.)

В: Ну что ж, ребята, пора дарить Фее подарок – звук [ы]. Только как же нам это сделать, ведь звук мы говорим и слышим. Можно ли звук потрогать, взять в руки? (Ответы.)

А что, если подарить хозяйке красного замка цветок из картинок со звуком [ы]? Вы согласны?

Посмотрите внимательно на лепестки с картинками. Что на них изображено? (Ответы.) Выбрать нужно те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [ы], а затем, используя серединку, выложить из них цветок.

(Дети выкладывают цветок, выбирая лепестки с предметными картинками, в названии которых есть звук [ы]. Помочь закрепить лепестки.)

В: Вот и получился у нас цветочек! А какой он? Давайте подберём слова-признаки так, чтобы в них был звук [ы]. (Цветок какой? – красивый, волшебный, сказочный, огромный, необычный, весёлый,.)

В: Молодцы, ребята! Давайте поздравим Фею с днём рождения и подарим ей цветок. А теперь пора прощаться и возвращаться в детский сад. (Прощаются с Феей.)

В синем море пароход

С красною трубою,

Ты возьми меня домой -

Я хочу с тобою!

Мы по морю поплывём

В детский сад вернёмся

Там увидим мы ребят,

Ребятам улыбнёмся!

(Дети идут в хороводе.)

Вот мы и вернулись в детский сад.

Рефлексия.

В: Ребята, если вам понравился день рождения Феи, выберите картинку с солнышком. Если что-то не очень понравилось, выберите картинку, на которой солнышко выглядывает из-за тучки. Ну а если было неинтересно, выберите картинку тучки с дождиком.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком [у]» Цель: познакомить детей с гласным звуком [у]. Задачи: 1. Развивать фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста; 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» Тема: Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш. Задачи: - познакомить детей.

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Т»Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Т» Цель: Познакомить с буквой Т Задачи: -находить слова на заданный звук; - определять твердый и мягкий звук в словах; -учить читать слоги.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Знакомство со звуком [х]» Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдем в гости. И не просто в гости, а на день рождения. А к кому, вы сейчас узнаете.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г-к]»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г-к]» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г – к]» Коррекционно-образовательные цели.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой Д, со звуком [Д]» Цель:познакомить детей с буквой и звуком "Д". Задачи:1-учить запоминать буквы "А,Б,В,Г" 2-слышать звук"д",выделять его из слова дятел,определить.

Конспект по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Ш] и буквой Ш» Обучение грамоте ТЕМА: «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш» Цель: Познакомить детей с согласным звуком (ш) и буквой Ш. Продолжать учить.

План — конспект НОД по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определенным звуком» План – конспект непосредственной образовательной деятельности по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определённым.

План-конспект занятия по грамоте для детей 4–5 лет на тему: «Знакомство с согласным звуком [т] [т’]» План-конспект занятия по грамоте Для детей 4-5 лет на тему: «Знакомство с согласным звуком [т] [т’]» Тема недели: «Праздник смелых людей».

Занятие по обучению грамоте в подготовительной школе группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Лексическая тема. «Птицы зимой» Цели: Коррекционно - образовательные: Учить детей давать акустико –артикуляционную характеристику звуков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Знакомство со звуком [ы]»
Опубликовано: 23 апреля 2017 в 06:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД