МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]»

Ирина Федорова
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]»

Цели:

Образовательные:

закреплять навыки различения на слух согласных звуков [с] и [ш], правильного употребления их в речи;

совершенствовать фонематическое восприятие;

обогащать словарный запас, уточнить лексическое значение слов: сундук, шкатулка.

Коррекционно-развивающие:

совершенствовать правильное звукопроизношение;

развивать навык слогового и звукового анализа;

развивать зрительно-пространственные ориентировки, ручную моторику.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость и доброту.

Оборудование:

Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов „Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]“» размещена в разделах

презентация со слайдами, сундук, еловые и сосновые шишки, шкатулка, сушки, миска, игрушка - плюшевый медвежонок, символы звуков [с] и [ш], алгоритмы (для характеристики звуков, материал для составления схем звукового анализа (фишки красного, синего и зелёного цветов, игрушки (медведь, индюк, совы, кабан, аист).

Организационный момент.

Логопед: Познакомьтесь, ребята, это Мишутка.

(Логопед вносит игрушку – плюшевого мишку).

Он сегодня пришёл к нам в гости и принё с письмо с просьбой: исправить в нём ошибки и навести порядок в стихах. Как вы думаете, мы можем помочь Мишутке?

- На столе с салатом … мишка.

Сладко спит в берлоге … миска.

- Починили у нас … крысу.

Я в подвале видел … крышу.

- Положили в плошку … каску.

Надевал пожарный … кашку.

- Наточил мой папа … нос.

Доктор посмотрел мой … нож.

(Логопед читает стихи, дети исправляют ошибки и произносят чистоговорки правильно. Затем ставит Мишутку на стол между сундуком и шкатулкой).

Логопед: Ребята, что вы видите справа от Мишутки?

Дети: Справа находится сундук.

Логопед: А что находится слева?

Дети: А слева стоит шкатулка.

Логопед: Как вы думаете, чем сундук и шкатулка отличаются друг от друга?

Дети: Сундук больше, чем шкатулка.

У сундука есть петли и замок.

Шкатулка маленькая и красивая.

Логопед: А в чём сходство сундука и шкатулки?

Дети: Они похожи на ящик с крышкой.

И в сундуке, и в шкатулке что-то хранят.

( Логопед обобщает и уточняет значения данных слов: сундук – это ящик

для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка – это небольшой закрывающийся ящичек для мелких вещей - Слайд 1).

Ход занятия.

Логопед: Давайте медленно произнесём слово «сундук» и определим первый звук в слове.

(Дети произносят слово, называют первый звук в слове).

Логопед: Припомните, с чем можно сравнить звук [с]?

Дети: Этот звук напоминает песенку водички.

Логопед: Правильно, звук [с] можно сравнить с песенкой водички.

(Логопед показывает картинку с символом звука [с] – Слайд 2).

Логопед: А теперь произнесите слово «шкатулка» и определите в нём первый звук.

Дети: В слове шкатулка первый звук [ш].

Логопед: А что напоминает вам этот звук?

Дети: Так шипит змея, а ещё так шипит гусь.

Логопед: Действительно, этот звук напоминает нам шипение змеи или гуся.

(Логопед показывает картинку с символом звука [ш] – Слайд 3).

Логопед: Вы уже догадались, с какими звуками мы будем играть?

Дети: Мы будем играть со звуками [с] и [ш].

Логопед: Верно, сегодня мы будем различать звуки [с] и [ш], учиться их правильно произносить.

Актуализация имеющихся знаний у детей.

(Логопед обращает внимание детей на слайд со схемами артикуляции

звуков [с] и [ш] – Слайды 4, 5).

Логопед: Что делают наши губы и зубы, когда мы произносим песенку водички?

Дети: Наши губы улыбаются, а зубы делают «заборчик».

Логопед: А что происходит с язычком?

Дети: Он упирается в нижние зубки.

Логопед: Правильно, язычок делает «мостик».

А что делают наши губы и язычок, когда мы произносим песенку змеи?

Дети: Губы «бубликом», а язык как «чашечка».

Логопед: Что ещё вы можете сказать про эти звуки?

Дети: Звуки [с] и [ш] - согласные, глухие. Их нельзя пропеть, есть преграда. Они состоят только из шума.

Логопед: А как можно проверить, что эти согласные звуки глухие?

(Дети вместе с логопедом закрывают уши ладонями рук и поочерёдно произносят звуки [с] и [ш]. Логопед обобщает ответы детей).

Логопед: Представьте, что ваша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то мы произносим слоги и слова со звуком [c]. Если пальчики подняты вверх – слоги и слова со звуком [ш].

Язык книзу – са – са – са,

Укусила в нос оса.

Язык кверху – ша – ша – ша,

Наша Маша хороша.

Язык книзу – сы – сы – сы,

У осы есть усы.

Язык кверху – ши – ши – ши,

Наши уши хороши.

(Дети повторяют чистоговорки за логопедом, сопровождая движениями кистей рук и пальцев).

Динамическая пауза.

Логопед: А теперь немножко подвигаемся.

Поглядите: боком, боком (руки на поясе, прыжки вправо)

Шла синичка мимо окон. (прыжки влево)

Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки вперёд-назад)

Дайте булочки кусок. (разводят руки)

(Логопед проводит динамическую паузу).

Логопед: А сейчас Мишутка предлагает вам поиграть.

( Логопед выставляет на столе игрушки: медведь, индюк, сова, кабан, аист).

Логопед: Назовите первые звуки в словах и составьте из них новое слово.

(Дети по первым звукам слов составляют новое слово).

Дети: Получилось слово миска.

(Логопед показывает картинку с миской - Слайд 6).

Логопед: Молодцы, ребята. А давайте подумаем, что произойдёт, если в слове «миска» заменить звук [с] на [ш]?

Дети: Получится новое слово «мишка».

Логопед: Как вы думаете, сколько слогов в слове «мишка»?

Дети: В этом слове два слога.

Логопед: Назовите первый слог (миш).

А теперь назовите второй слог (ка).

Сколько звуков в первом слоге? (3) А во втором слоге? (2)

А сколько всего звуков в этом слове? (5)

(Дети определяют количество звуков в слогах, затем в слове).

Логопед: Давайте обозначим звуки в слово «мишка» цветными фишками.

(После того, как дети составили слово, логопед показывает правильный образец дети проверяют составленное из цветных фишек слово – Слайд 7).

Логопед: Молодцы, ребята! Мишутка очень вами доволен!

А сейчас дадим отдохнуть нашим глазкам.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

(Логопед проводит зрительную гимнастику).

Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты. (движения глазами снизу вверх)

У неё большие ветки,

Вот такой ширины. (движения глазами слева направо)

Есть на ёлке даже шишки, (глазки вверх)

А внизу – берлога мишки. (глазки вниз)

Зиму спит там косолапый (прикрыть глаза руками)

И сосёт в берлоге лапу.

Логопед: А сейчас откроем сундук и посмотрим, что в нём.

(Дети открывают сундук и обнаруживают еловые и сосновые шишки.

Логопед предлагает выбрать шишку и катать между ладонями, повторяя стишок).

Мишка с шишкою играет,

Между лап её катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

(Логопед вместе с детьми делают самомассаж рук).

Итог занятия.

А сейчас сюрприз от Мишутки – он прощается с вами и хочет вас угостить.

(Логопед открывает шкатулку, угощает детей сушками и обращает внимание детей на звуки [с] и [ш] в слове).

Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Чему научились? Что вам особенно понравилось?

(Дети называют звуки, с которыми играли, стишки гостя Мишутки,

игру с шишками).

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность : Учитель - логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад "Березка"п. Новая Игирма.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект логопедического фронтального занятия по дифференции гласных и согласных звуков «Один день из жизни насекомых» Конспект открытого занятия для детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по звуковой культуре речи «Один день из жизни.

Конспект открытой образовательной деятельности «Дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [д]-[т]» Конспект открытой образовательной деятельности. Тема: дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [Д-Т]. Цели: слухо-произносительная.

Конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного.

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть) I. Вводная часть. Дети входят в группу. Логопед: - Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка). - Давайте закроем глазки,.

Конспект занятия «Мир согласных звуков [м]-[м’]» Тема: Мир согласных звуков М-МЬ Цель: формирование понятия о согласном звуке, твердости-мягкости согласных. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]»
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 17:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД