МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Татьяна Диомидова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: «Глаголы прошедшего времени единственного числа».

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах.

2. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов единственного числа.

3. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде. 4. Развитие диалогической речи.

4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому выделению слов в предложении.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие сильной, направленной воздушной струи.

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие чувство ритма.

4. Развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать наблюдательность, интерес, бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Картинки с изображением перелётных птиц, насекомых.

2. Конверты разного цвета и размера.

3. Лупа.

4. Мяч.

5. Полоски 15см -6 штук.

6. ДВД- плеер с записью песни «Птицы-пальчики» Е Железновой.

7. Магнитная доска.

8. Презентация «Назови ласково»

Литература:

*В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР»-М. : «Гном и Д», 2000г. -20с.

*А. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» -М. : «Генезис», 2007г. – 461с.

*Е. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»-М. : «Сфера»,2007г. -25с.

* Е. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»-М. : «Сфера»2008г. -20с.

Ход занятия.

Оргмомент.

1. Игра: «Имена». Логопед хлопает в ладоши, а дети называют свои имена в ритм хлопкам.

2.-Ребята, когда вы шли в садик какая погода стояла на улице? (холодная, пасмурная, дождливая.)

- В какое время года бывает такая погода? (Осенью)

3. Дыхательно упражнение «Ветер».

- Наступила осень. Подул холодный северный ветер. Давайте мы с вами тоже подуем, как ветер. (Сильный вдох носом. Медленный выдох ртом. Во время выдоха пальцем прерывать воздушную струю.)

4. Артикуляционная гимнастика.

-Я расскажу вам сказку про язычок.

Сценарий.

А) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик. (Высовывать язык вперёд, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.)

Б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся. (Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.)

В) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так. (Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.)

Г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так. Кач-кач! (Поднимать язык вверх-вниз, параллельно сэтим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперёд-назад.)

Д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так! (Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка)

Е)Решил поиграть в стрелочки. Вот так! (Язык следует за движением руки, а другая рука при этом -на поясе. Это упражнение проводится с ведущей рукой, а потом не ведущей.)

Ж) Замёрз язычок и, чтобы согреться стал прыгать, цокать как лошадка, вот так. (Цокать языком и прыгать. Руки на поясе)

З) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперёд и обратно спрятал. (С силой выкидываемязык вперёд, изображая жало змеи. Одновременно сжатые в руках руки выбрасывать вперёд и выпрямлять их)

И) Покусал, почесал себя, чтобы не замёрзнуть, вот так! (Сначала кусать, а потм иязык зубами от самого кончика до середины)

К) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой – обедать и спать. (Цокать, стоя на месте, руки на поясе)

5. Д/ И с мячом «Назови приметы осени» .

-Какие изменения происходят осенью в природе. (Листья желтеют и опадают, идут дожди, солнце светит не ярко, становится холодно, люди одеваются в тёплые одежды.)

- Что происходит с птицами осенью? (Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать).

2. Садитесь, ребята за столы. Сегодня мне передали конверт и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого-нибудь. Это письмо от ласточки.

Ласточка написала письмо, потому что уже все перелётные птицы улетели в тёплые края. Она скучает по родине и очень ей захотелось напомнить о себе и своих друзьях. Открываем конверт. Но что это? В нем ещё конверт синего цвета. В конверте какие-то картинки. Что же они означают? Это портреты птиц. Нам птицы прислали свои изображения и просили сделать выставку. (Выставляются картинки с изображением перелётных птиц и голубя).

-Кто знает чьи это снимки? (Это -кукушка,, это- утка, журавль, скворец, грач, соловей, журавль голубь).

- Ребята, может ласточка что-то перепутала и какой-то лишний портрет положила в конверт? Догадайтесь, чей снимок здесь лишний? (Голубь-зимующая птица).

4. Конверт жёлтого цвета, в котором лежит виртуальное уменьшительное стёклышко. Д/и «Назови ласково»

-У меня есть волшебное стёклышко. Я предлагаю рассмотреть детям предметы под уменьшительным стеклом.

Кукушка-кукушечка

Скворец-скворушка

Соловей-соловушка

Утка-уточка

Журавль-журавушка

5. Достаём конверт зелёного цвета. Какое задание придумала нам ласточка?

Д\И «Сейчас или раньше»- упражнение в различении глаголов прошедшего времени.

Картинки в конвертах на столе у каждого ребёнка.

-Что делает птица на вашем рисунке сейчас, а что делала раньше?

Кукушка сидит, а раньше она сидела.

Журавль стоит, а раньше он стоял.

Утка плывёт, а раньше она плыла.

Скворец летит, а раньше он летал.

Грач ходит, а раньше он ходил.

6. Динамическая пауза. Пальцы птицы.

7. Достаём оранжевый конверт. Здесь лежат насекомые. Какое отношение они имеют к птицам? (Птицы питаются насекомыми)

Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по двум опорным предметным картинкам и элементам схемы.

Опорные картинки: Утка ---жук

Журавль___стрекоза

Лебедь___лягушка

Кукушка___бабаочка

Скворец___муха

Образец : Чтобы съесть насекомого, птицам надо его поймать.

Утка поймала жука.

Журавль поймал стрекозу.

Лебедь поймал лягушку

Кукушка поймала бабочку.

Скворец поймал муху.

8. Д/И «Эхо» Преобразование глаголов единственного числа настоящего времени в прошедшее по образцу.

-Я вам называю действие, которое происходит сейчас, а вы-действие, которое происходило вчера.

Летает---летал

Плавает---плавал

Стоит---стоял

Клюёт---клевал

Ходит---ходил.

9 . Итог:

-А вот и последний конверт. Ласточка прислала нам фотоаппараты, чтобы мы учились наблюдать за природой и интересоваться тем, какие изменения в ней происходят. О чём мы говорили сегодня на занятии? (О перелётных птицах)

-Возьмите свой фотоаппараты и сфотографируйте птицу, которая вам понравилась. (Мне понравилась кукушка. Мне понравился журавль.)

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 12:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД