Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»

Гуля Аитова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Согласный звук [ш], буква Ш»

Задачи: познакомить с буквой Ш; закрепить навык произношения звука Ш в словах;

развивать навык звукового анализа, деление на слоги; развивать графические навыки;

развивать фонематический слух; развивать речевую активность, внимание, воображение, мышление; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении задания;

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Согласный звук [Ш], буква Ш“» размещена в разделах

Оборудование: карточки для характеристики звука, картинки со звуком Ш, линейки и фишки для звукового анализа, дидактическая кукла (мышь, буква Ш, слоги, алфавит на каждого ребенка, счетные палочки,

Ход занятия

Орг. момент. Речевое приветствие.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

– Вы хотите все заниматься? (Да)

– Значит, будем заниматься.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Мотивация.

Слышится сильный вой ветра (У,-У,-У)

-Что это?

Слышится «караул», «караул».

-В каких случаях кричат «караул». Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.

-Наверное кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.

Воспитатель находит листок, зачитывает его содержание:

У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

-Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь.

-А какой звук попал в беду догадайтесь сами.

-Посмотрите, ветер всё разбросил, раздул и принёс нам в группу вот это. (На ковре лежат разрезные картинки)

-Что это такое? Это разрезанные картинки.

-Из картинок наверно нужно что-то сложить? (Дети складывают разрезные картинки – шарф, шуба, шапка)

-Теперь я назову эти предметы, а вы внимательно послушаете. (Воспитатель перечисляет картинки, выделяя звук "Ш").

-В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой? Звук «Ш»

-Так какой звук у нас попал в беду? Звук "Ш".

-А чьи эти вещи мы узнаем, отгадав загадку.

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

- Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Это его вещи разнес ветер. Он просит нас с вами ему помочь.

Целеполагание.

-Какую помощь просит у нас мышонок Шуша?

Основная часть.

Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш], но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки,

По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).

Характеристика звука «Ш».

-Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша под шкаф и шуршит там: шур – шур – шур

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно, звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

Дидактическая игра: «Поймайте звук» (хлопками)

а) ш, к, т, ш, п

б) ша, та, ши, ны,шо

в) шуба, кукушка, дом, машина, цветок, Машенька.

Работа над скороговоркой

«Шапка да шубка — вот и весь Мишутка»

Физминутка. «Мышонок»

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.

В барабан она громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Определение положения звука в словах.

На столе разложены картинки.

- Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок.

-Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам,

где звук [ш] в середине слова. штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

- Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

- Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

Игра «Собери из звуков слово».

-Ребята давайте поучим нашу гостью ловить звуки и собирать их в слова. Приготовились: д-у-ш - душ (где спрятался звук ш в этом слове, М-а-ш-а, ш-у-б-а.

Звуковой анализ слова. Сколько звуков слове ШУБА? Назовите гласные звуки, согласные.

Возьмите звуковые линеечки и выложите это слово. Проверьте работу друг у друга.

Знакомство с буквой Ш.

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. (ша)

На что похожа буква Ш (ответы детей)

Маша сено ворошила

Вилы в сене позабыла! (картинка)

- Сколько элементов в этой букве? (считаем вместе)

Прописывание буквы в воздухе.

Выкладывание буквы (из палочек)

Пойдем, Шуша, посмотрим у кого получилась красивая буква.

Чтение слогов: (аш. ша,уш. шу,ош. шо).

Итог.

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Что ещё нового узнали?

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи : Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»
Опубликовано: 9 марта 2023 в 08:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД