Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Гласные звуки»

Дарья Бородулина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Гласные звуки»

Цель: обогащение речевой среды ребенка

Задачи:

Образовательные

- учить детей различать и правильно использовать термины «звук» и «буква»;

- учить определять наличие заданного звука в слове;

Развивающие

- развивать фонематическое восприятие и слух на материале гласных звуков и неречевых звуков;

- активизировать и обогащать словарный запас по теме недели;

- обогащать тактильный опыт у воспитанников;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Гласные звуки“» размещена в разделах

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

Воспитательные

- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;

- воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

1. Организационный момент

Приветствие воспитателя и детей с гостями:

Гости дорогие, важные такие,

В зале здесь у нас сидят,

Строго так на нас глядят.

Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (ответы детей).

И не строго, а с улыбкой,

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Чем ответим? Дети: Добротой.

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и искренним.

2. Основная часть

В группе звучат неречевые звуки (хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах, дети отгадывают, что это за звуки.

- Ребята, эти звуки мы можем только слышать. Сегодня я хочу рассказать вам о звуках, которые произносит человек.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер :

А — радостный и веселый, (он любил широко открывать рот)

У — умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)

О — очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)

И — игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)

Э —рассудительный, (его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят)

Ы — самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком)

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко, и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили. И сейчас я тоже предлагаю вам переодеться в красные рубашки и окунуться в мир нашей сказки. Ребята, выбирайте ту, которая больше всего вам понравилась.

Как вы думаете, если звуки появились в группе, что они могут делать? (Ответы детей)

Ох, какие звуки красивые у нас появились в группе!

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] - во внутрь слов забрался,

Сыром тЫкву закусил

И добавки попросил!

- А вы любите отгадывать загадки и выполнять задания?

- Ребята, посмотрите какие картинки появились у нас на экране. Выберете ту, в названии которой есть ваш звук.

А – арбуз, ананас

У – утка, лук

О – облако, остров

И – игла, индюк

Э – эскимо, экскаватор

Ы – сыр, мышь

Дети выполняют задание, воспитатель после этого продолжает рассказывать сказку. Хорошо они пели: по одному (Работа в парах, в трио)

: -А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-

и парами (дуэтом) :

-АУ, АО, АИ, АЫ!

И по трое (трио) :

— АУО, ИЭЫ!

И даже хором:

— АУОИЭЫ!

Но однажды сели звуки на полянке и задумались:

— Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет

— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

— О, и у каждой птички есть гнездо! — подхватил О.

— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

- Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.

- Ребята, а где живут звуки? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букве… Звук А живет в букве А, звук О живет в букве О и тд. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.

- Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…

- А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …

Только вы должны отгадать загадку:

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? -. (песок)

А песок наш непростой,

он волшебный и живой!

(Воспитатель достает сначала мешочек с песком, дети трогают его, закрыв глаза. А потом предлагает поздороваться с песком в песочнице.)

Игра «Здравствуй, песок!»

Ход игры:

Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Правила поведения

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Ты с песком играй, лепи,

Только руки не мочи.

Будет наш песок сухой

И подружится с тобой!

Пальчиковая гимнастика:

Дом

Я хочу построить дом,

Чтобы звуки жили в нём.

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

«О» в окошечко глядит,

«Ы» на крыше там сидит,

«И» стоит на лесенке,

распевает песенки,

«У» заснул у нас в трубе,

не дождался звука «Э»

«А» в гамак забрался,

Загорать собрался.

Вот такие гласные, гласные – прекрасные!

- А как вы думаете, нам удобно будет лепить из песка, сидя на полу? (Ответы детей) Дети вместе с воспитателем садятся за столы. Воспитатель показывает формочки гласных букв и вырезанные картонные заготовки тех же букв, объясняет детям, как можно построить дом с помощью формочек, картонных заготовок и самостоятельно (работа по выбору).

3. Итог занятия. Оценка деятельности детей

После того, как каждый ребенок построил «дом» для своего звука, воспитатель подходит к каждому и повторяет:

У звука A — домик-буква A, у звука — домик-буква У, у звука O — домик- буква O, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы. С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Предлагаю вспомнить те картинки, которые вы выбрали в начале занятия для закрепления материала и поселите слова в своём домике.

- Ребята, скажите, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

Поскольку я сегодня у вас в гостях, то оставляю вам песок поиграть. Только вы теперь попробуйте выбрать другой способ (сложнее, чтобы построить дом для своего звука.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки [А], [О], [Э]» Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки [А], [О], [Э]» Образовательная область: речевое развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки» Занятие по развитию речи в подготовительной группе Звуки вокруг нас Цели занятия: -Дать представление о звуке; -разграничить понятие «звук».

Конспект занятия «Гласные звуки [а], [о], [у], [и]. Путешествие по городу Красивой речи. Осень. Сказочный лес»Конспект занятия «Гласные звуки [а], [о], [у], [и]. Путешествие по городу Красивой речи. Осень. Сказочный лес» Цели: 1. Образовательные: • Закрепить слуховой и моторный образ звуков [А] [О] [У] [И]; • Автоматизировать звук «Л»изолированно, в слогах,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии «Звуки [Р], [Р’]» Тема: Звуковая культура речи. Звуки «р.», «р.» Тип: Игровое занятие (игра-путешествие). Методы и приемы: игровые технологии, игровые задания;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Л], [Л’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [л-л'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [С-С'] в изолированном виде, в словах и фразах; активировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь.» Программное содержание: упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь; упражнять детей.

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Гласные звуки. Повторение» Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Гласные звуки. Повторение.» Цель: упражнять детей в различении гласных.

Подготовка к грамоте в старшей группе. Блок №1 «Гласные звуки» Подготовка к грамоте старшая группа. Авторская сказка "В мире звуков" Блок №1 "Гласные звуки" Занятие №1 Тема: «Гласные звуки» Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Гласные звуки»
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 15:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД