МААМ-картинки

Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений

Светлана Фёдорова
Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений

С. В. Федорова

Учитель - логопед

МБДОУ "ДС№ 480 г. Челябинска"

Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений

Вследствие новых социальных и экономических отношений, сложившихся в современной жизни России, происходит возрастание интереса к образованию, развитию гармоничной личности, потому что развитие — это главное требование времени.

Публикация «Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений» размещена в разделах

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим сегодня ставится вопрос о здоровом поколении, о здоровье нации и о детском здоровье в частности. Сегодняшнее поколение детей не отличается хорошим здоровьем, это свидетельствует о том, что, большинство детей имеют пренатальные и натальные поражения центральной нервной системы. На современном этапе развития коррекционной педагогики одной из важнейших задач является повышение эффективности педагогического воздействия в отношении детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие их потенциальных возможностей.

Одной из сложных категорий дошкольников являются дети с задержкой психического развития. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Незрелость эмоциональноволевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования моторики, психического развития, их поведения, и личностных особенностей. Отдельного изучения заслуживают особенности формирования у них двигательной функции.

Моторные возможности — это одно из звеньев здоровья, и их значение для психического здоровья ребенка и человека в целом огромно. Двигательные навыки или моторные возможности включены во все сферы деятельности человека [3, с. 78]. Огромный вклад в изучение моторных возможностей человека внесли такие ученые, как Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкий, Е. Я. Бондаревский.

Моторные возможности дошкольников с ЗПР имеют ряд особенностей: нарушение общей, мелкой, артикуляционной моторики, что влияет на психическое и речевое развитие ребенка и представляет трудности в обучении речевому процессу. Учитывая эти проявления, достаточно сложно подобрать комплекс мероприятий по коррекции моторных возможностей детей с ЗПР.

В настоящее время вcе более популярным в логопедической практике становится использование логоритмических упражнений, потому что логоритмика является одним из средств развития и совершенствования моторики и речи. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях благотворно влияет на психомоторику в целом, достигнутые ребенком успехи помогают организовать речь. Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции моторных возможностей. Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала [2, с. 89]. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. У детей укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Поскольку у детей с ЗПР так же отмечается нарушение мышечного тонуса, нарушение темпа и ловкости движений, нарушение равновесия, динамической и статической координации движений, нарушения артикуляционной и мимической мускулатуры, логопедическая ритмика для дошкольников с ЗПР совершенно необходима [4, с. 27].

Курс занятий по логоритмике должен быть направлен, в первую очередь, на развитие психических процессов и двигательной сферы дошкольников: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие чувства темпо-ритма, речевых и неречевых движений. Дети постепенно учатся управлять своими мышцами, движениями, обучаются напрягаться и расслабляться, вырабатывают правильную осанку, учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия. Занятия проводятся с учетом индивидуальных возможностей и характерологических особен-ностей каждого ребенка группы. Логоритмические упражнения корректируют все виды моторных возможностей: для формирования общей моторики огромную роль играет ходьба, она включается почти в каждое логоритмическое занятие. Ходьба осуществляется за счет четкой координации рук и ног, что имеет огромное значение для развития навыков движения: ориентировка в пространстве, координация, планирование движения. Для развития мелкой моторики в логоритмические занятия включается пальчиковая гимнастика, также сопровождающаяся музыкой. Для формирования артикуляционных моторных возможностей детей с ЗПР применяются статические и динамические артикуляционные упражнения. Цель этих упражнений: вырабатывать умение поддерживать органы артикуляции в определенном положении и способность быстро сменить артикуляционную позу. Основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом, на завершенность движений, т. е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией. Это могут быть упражнения, разнообразные по форме, ритму, темпу.

При проведении коррекции моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений, специалисты должны учитывать следующие моменты:

• двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

1. тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

2. для усвоения упражнений логопед должен использовать сопровождающий, словесный комментарий.

При работе с детьми с ЗПР особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Это имеет особое значение для детей старшего дошкольного возраста. Важным компонентом коррекционной работы с детьми является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения, которые выполняются в следующей последовательности:

1. Ритмическая разминка, целью которой является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения;

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений;

3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма. Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разный музыкальный темп и ритм, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы;

4. Упражнения на развитие координации речи с движением. Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух, постепенно усложняющихся речевых заданий.

В заключение можно сделать вывод, что логоритмика является неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в формировании и развитии моторных возможностей. При работе с детьми с ЗПР методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать общие, моторные и речевые способности, в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Логоритмические приемы работы позволяют воздействовать на общую, мелкую и артикуляционную моторику и организуют речь ребенка.

Систематическое проведение занятий логопедической ритмикой дает положительную динамику в коррекции моторных возможностей, психических процессов и речи у дошкольников с ЗПР и рекомендуется как одно из эффективных средств воздействия [1, с. 34].

Список литературы

1. Адилова, М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / М. Ш. Адилова // Дефектология. — 1988. — № 4. — С. 18-22.

2. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] / Е. А. Алябьева. —М. : Дельта, 2009. - 110 с.

3. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движения [Текст] / Н. А. Бернштейн. — М. : Модек, 2004 — 26 с.

4. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. — М. : Владос, 2003. — 100 с.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством. Воспитатель.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста 1. Упражнение "Цветок" Цель: снятие эмоционального напряжения, развивать мелкую моторику рук, воображение. Материалы: бумага, кисти, краски,.

Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Упражнение 1 Цель.

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Коррекция тревожности» Цель: снижение уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения. Задачи: совершенствовать.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания дошкольников с детским церебральным параличом является развитие их речи. При.

Мастер-класс для воспитателей «Логоритмика в жизни детей. Использование логоритмических упражнений в СОД и НОД» Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по использованию логоритмических упражнений в совместной.

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Целью моей работы является овладение детьми.

Содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений социализации детей старшего дошкольного возраста Статья по теме: «Содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений
Опубликовано: 17 октября 2018 в 21:48
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД