МААМ-картинки

Краткосрочный логопедический проект «Путь к грамоте. В стране гласных звуков и букв»

Светлана Ильина
Краткосрочный логопедический проект «Путь к грамоте. В стране гласных звуков и букв»

Тип проекта : Информационно - творческий

Срок реализации: краткосрочный (6 недель).

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, сформировать правильное звукопроизношение, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты.

Публикация «Краткосрочный логопедический проект „Путь к грамоте, В стране гласных звуков и букв“» размещена в разделах

В программу «Говоруша» поступают дети с 5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Детям с ФФНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ФФНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: Развитие фонематического восприятия идёт от простого к сложному. Гласные звуки наиболее легки для усвоения и различения, а использование игровой деятельности, облегчает процесс усвоения грамоты, делает его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Участники проекта :

1. Педагог дополнительного образования, учитель–логопед.

2. Воспитанники группы с ФФНР

Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ФФНР к изучению гласных звуков родного языка, интереса и стремления к изучению грамоты.

Предполагаемый результат проекта :

1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.

2. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.

5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

7. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Перспективный план реализации проекта :

1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи. Мероприятия.

1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3. Составление плана основного этапа 1. Проведение диагностического обследование по теме проекта.

2. Консультация для педагогов «Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)».

3. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

2. Этап: Практический (основной) (4 недели)

Задачи. Мероприятия.

1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2. Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков. 1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем»

3. Внедрить метод приёма «Составление звуковых историй», на логопедических занятиях» (см. Приложение)

4. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.

5. Проведение логопедом логопятиминуток.

5. Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»

6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

7. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений на закрепление произношения гласных звуков, развитие голоса и речевого выдоха.

8. Проведение воспитателем занятий по продуктивной деятельности «Гласные буквы своими руками».

9. Конкурс «Сделай букву сам», с активным участием родителей.

10. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы».

3. Этап: Заключительный (1 неделя)

Задачи. Мероприятия

1. Оценка достигнутых результатов 1. Сравнение результатов успехов детей в одних и тех же играх и заданиях в начале и в конце основного этапа.

2. Определение направлений работы с каждым ребёнком на основе оценки его успехов и неудач.

3. Составление коллективного альбома «Моя любимая гласная буква»

Практическая значимость проекта :

1. Обогащение предметно-развивающей среды:

Иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»

Обновленными зрительные символы гласных звуков;

Дидактическими играми : «Интересные гласные» ( Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Посади пассажира в автобус» ( Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» ( Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» ( Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» ( Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки, «Следы» ( Цель: Формирование фонематического восприятия).

Литература:

1. Колесникова Е. В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно- игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я» - М: Ювента 2001.

2. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - Изд. 2-е -Ростов р/ Д: Феникс, 2022. - 54 с. ил. - (логопедическая школа Ткаченко).

3. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. —32 с. (Практическая логопедия.)

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6-й год жизни, Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М. : МГОПИ, 1993

5. Швайко Г. С., Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под ред. В. В. Гербовой – 2-е издание испр. – М: Просвещение, 199

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Краткосрочный логопедический проект для детей с ОНР «Зимующие птицы»Краткосрочный логопедический проект для детей с ОНР «Зимующие птицы» Краткосрочный логопедический проект «Зимующие птицы» Тема: Зимующих птиц изучаем – речь развиваем Актуальность: Для детей с ОНР характерен.

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Конспект открытого занятия «Путешествие в королевство гласных букв и звуков»Конспект открытого занятия «Путешествие в королевство гласных букв и звуков» Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [А], [У], [И], [О], [Ы], [Э]. Программное содержание: Образовательные.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Повторение и закрепление изученных букв» Тема: Повторение и закрепление изученных букв. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. -Прочитайте высказывание: Азбука-ступенька.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный логопедический проект «Путь к грамоте. В стране гласных звуков и букв»
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 13:55
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД