Логопедическое занятие по обучению грамоте «Зайка знакомит с буквой З» в подготовительной группе (ОНР)

Елена Рузанова
Логопедическое занятие по обучению грамоте «Зайка знакомит с буквой З» в подготовительной группе (ОНР)

Цель: знакомство с буквой З

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закрепить правильное произношение звуков З и ЗЬ;

• Формировать понятие «согласный, звонкий, твердый (мягкий) звук»;

• Учить давать характеристику звука;

• Активизировать словарь по теме «Дикие животные»;

• Закреплять понятие «родственные слова».

Коррекционно-развивающие:

• Автоматизировать звуки З и ЗЬ в словах и предложениях;

• Развивать фонематический слух и восприятие;

• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе, животным;

• Прививать детям любовь к спорту, интерес к предстоящим Олимпийским играм в Сочи.

Оборудование: игрушка Зайка, зеркала, предметные картинки, карандаши, ниточки, рабочие тетради «Пишем и читаем» В. В. Коноваленко.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте настроимся на логопедическое занятие, вспомним главное правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

2. Сюрпризный момент.

Логопед: - Сегодня на логопедическом занятии мы познакомимся с новой буквой, поможет в этом наш гость. Вы узнаете, кто это, если угадаете загадку:

По полю скачет, ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком. (Зайка)

Появляется Зайка (игрушка) – символ Олимпийских игр в Сочи.

Зайка: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Я прибыла к вам из города Сочи, где совсем скоро начнутся Зимние олимпийские игры. Я хочу познакомить вас с моей любимой буквой – с нее начинается мое имя.

Дети: - Это буква З.

Логопед: - Сегодня Зайка познакомит вас с буквой З. Будьте внимательны в течение всего занятия, запоминайте все слова со звуком и буквой З.

Как еще ласково можно назвать Зайку? (Заинька, зайчишка, заюшка)

3. Акустико-артикуляционный образ звука

Логопед: - Зайка очень любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы, рот)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Логопед: - Правильно, ребята. Это органы артикуляции, которые помогают нам говорить. Назовите слова, в которых встретился звук З. (Зубы, язык)

Логопед: - Давайте посмотрим в зеркало и произнесём звук З.

- Какое положение занимают губы? (Губы в улыбке)

- Какое положение занимают зубы? (Зубы сближены)

- Где находится язычок? (Язычок упирается в нижние зубы)

- Какая воздушная струя? (Сильная, холодная)

- Приложим руку к горлышку и проверим, работает ли голосовой моторчик.

Дети проверяют: - Голосовой моторчик работает.

Логопед: - Давайте дадим характеристику звука З.

Дети: - Звук З – согласный, звонкий, твёрдый и бывает мягкий.

Произносят: З и ЗЬ.

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед: - Чтобы хорошо произносить все звуки, нужно делать зарядку для губ и язычка. Я буду рассказывать вам сказку о Веселом Язычке, а вы - выполняйте упражнения.

Сказка называется «Зимние забавы»

Наступила зима. Язычок очень любил гулять зимой со своими друзьями. В морозный день он вышел из домика (открыть рот) и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце, кружились в воздухе (круговые движения языком по губам сначала вправо, затем влево, повторить 5 раз).

От удивления Язычок широко улыбнулся и открыл рот (упражнения «Улыбка» и «Окошко»).

Язычку очень захотелось поиграть с друзьями. Он подошёл к заборчику (упражнение «Заборчик») и стал их созывать:

«Зоя, иди играть! Зина, иди играть! Захар, иди играть!»

(Дети повторяют фразы, чётко произнося З и ЗЬ).

Ребята выбежали во двор и стали играть в разные игры.

Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка» - язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).

Зина кружилась на коньках по льду (язык двигается от одного угла рта к другому – 5 раз).

Захар слепил 3 снежных кома для снеговика (надуть одну щеку, затем – другую, потом – обе одновременно).

Потом ребята стали играть в снежки (упираться языком влево, затем вправо с внутренней стороны щеки).

Но вот пришло пора возвращаться домой.

«Прощай, Зоя! До свидания, Зина! До завтра, Захар!»

(Дети повторяют фразы, отчётливо произнося звуки З и ЗЬ).

Проводив друзей, Язычок устало зевнул (широко открыть рот) и пошёл к своему домику (упражнение «Заборчик»)

Настроение у него было замечательное (упражнение «Улыбка»).

Вопросы для беседы.

Как называется сказка о Весёлом Язычке? (Зимние забавы)

Какое время года? (Зима)

Как зовут друзей Язычка? (Зоя, Зина, Захар)

Когда Язычок еще собирается встретиться с друзьями? (Завтра)

Какое настроения было у Язычка после прогулки? (Замечательное)

5. Активизация словаря по теме «Дикие животные»

Логопед: - У Зайки много друзей. Это и талисманы Олимпийских игр в Сочи – Белый Мишка и Леопард, и другие звери. Они живут и в наших лесах, и в зоопарке, или в зоосаде.

Послушайте стихотворение:

Зоо-зоо-зоосад!

В зоосад везут ребят!

В зоосад везут ребят,

Чтобы посмотреть зверят:

Зайчиков, козлят, зубрят,

Обезьянок и зебрят.

Словно мягкие игрушки,

Те забавные зверюшки.

Какие же зверюшки – друзья Зайки? (Зайчики, козлята, зубрята, обезьянки, зебрята)

- Назовите взрослых животных, чьих детенышей вы назвали. (Заяц, коза, зубр, обезьяна, зебра)

6. Закрепление понятия «родственные слова»

Логопед: - Зайка очень любит зиму, ей не страшны морозы.

Как Зайка подготовилась к зиме? (Сменила серую шубку на белую. Шерстка у Зайки теплая, пушистая.)

- Как называют зиму ласково? (Зимушка)

- Зима и зимушка – это родственные слова, похожие по звучанию и по смыслу, значению.

Послушайте стихотворение «Зимушка-зима» и запомните родственные слова слову «зима».

Зимушка-зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки-слёзы,

Для зверей – зимовье

И под снегом – озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб они не мёрзли.

Дети называют слова: зимушка, зимние, зимовье, озимь, зимнюю.

Логопед: Какие еще родственные слова слову «зима»? (Зимовка, зимовать, зимующие)

Логопед: - «Зима» и «морозы» – это родственные слова? (Нет, потому что эти слова разные по звучанию)

Логопед: - Какие еще слова со звуком З вы услышали в этом стихотворении? (Забавы, слёзы)

7. Физминутка. Игра «Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк,

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

На носочках скок-скок-скок,

А затем в присядку:

Чтоб не мёрзли лапки.

8. Пальчиковое упражнение «Зайка и зеркало»

Зайка в зеркало глядит

И ушами шевелит.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат. Пальцы сжать в кулак. Указательный и средний пальцы выставить вверх и шевелить ими. Двигать в стороны и вперед.

9. Знакомство с буквой З

Логопед: - На что похожа буква З? (На змею, на нитку, на веревку, на цифру 3).

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра три. (С. Я. Маршак)

«З» - завиток на завиток.

«З» - закрывается замок.

Дети рисуют в воздухе букву З каждым пальцем.

Затем на столе из ниточек выкладывают букву З.

10. Работа в рабочих тетрадях

Задания:

1) Заполните букву З точками синим карандашом.

2) Назовите картинки. (Зонт, зубы, замок, коза, роза)

Если звук З стоит в начале слова, рядом нарисуйте круг. Если звук З стоит в середине слова, нарисуйте квадрат.

3) Разделите слова (названия картинок) на слоги, а прямоугольники – на части по количеству слогов.

4) Прочитайте слоги (слитно и протяжно) и слова с ними.

5) Напишите букву З – строку.

11. Закрепление

Логопед: - Вспомните слова со звуком З, прозвучавшие сегодня на занятии.

Дети называют слова: зайка, здравствуйте, занятие, задание, загадка, зубы, язык, воздух, зарядка, зеркало, звук, забавы, слёзы, замок, завиток, друзья, зоосад, звери, зубр, коза, зебра, обезьяна, зима, зимушка, морозы, зонт, замок, роза.

12. Итог

Логопед: - Пришла пора нам расставаться с нашей гостьей. Зайка отправляется на Зимнюю олимпиаду. Что бы вы хотели пожелать нашим спортсменам?

Дети желают нашим олимпийцам здоровья, побед и завоевать много золотых медалей.

Публикации по теме:

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Обучение грамоте
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Логопедическое занятие по обучению грамоте «Зайка знакомит с буквой З» в подготовительной группе (ОНР)
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 01:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...