Папки-передвижки

Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников

Ирина Шурлина
Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников

Актуальность.

Внимание к фольклору и традиции в целом, как к источнику развития и воспитания человека, в социально-педагогической среде проявляется в последнее время особенно активно. Неудивительно, ведь фольклорное творчество является доступным для восприятия, интересным и понятным для детей уже с самого раннего возраста. Фольклор дает возможность для творческого самораскрытия даже тем ребятам, которые не обладают музыкальной, художественной, хореографической одаренностью. При этом дети чувствуют собственную успешность, учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, постепенно адаптируясь в окружающем социуме. Поэтому в данном случае фольклор выступает как эффективная составляющая позитивной социализации дошкольников.

Публикация «Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников» размещена в разделах

Цель – показать эффективность успешной социализации старших дошкольников посредством фольклорного творчества через модель сопровождения социального воспитания.

Задачи:

- проанализировать деятельность фольклорного кружка как эффективной составляющей позитивной социализации старших дошкольников;

- создать теоретическую модель процесса сопровождения успешной социализации старших дошкольников посредством фольклорного творчества;

- разработать рекомендации специалистам дошкольных образовательных учреждений по обеспечению процесса успешной социализации старших дошкольников.

Научная новизна заключается в уточнении понятия о сущности процесса социального воспитания в дошкольном детстве. Доказано, что квалифицированно организованное социальное воспитание как управляемая часть не только определяет специфику процесса, но и выводит его на качественно иной уровень, а именно – культурное воспитание дошкольников.

Теоретическая значимость определяется тем, что изучена специфика социального воспитания старших дошкольников через фольклорную деятельность и разработана теоретическая модель сопровождения социализации старших дошкольников посредством фольклорного кружка.

Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности социализации старших дошкольников посредством фольклорного кружка. Предложенные в исследовании методические материалы могут быть использованы в практике социального воспитания дошкольников в разных типах дошкольных образовательных учреждений.

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности. В свою очередь, фольклор представляет собой художественную коллективную творческую деятельность народа, отражающую его жизнь, воззрения, идеалы. Для того чтобы наглядно показать взаимосвязь между фольклорным творчеством и эффективностью социального воспитания дошкольников, мы разработали и реализовали на базе дошкольного образовательного учреждения модель процесса сопровождения воспитания дошкольников как эффективную составляющую позитивной социализации посредством фольклора.

Данная модель предлагает организацию обучения в рамках специфичных для дошкольников видов деятельности : игры, художественного труда, изобразительной деятельности, музыкальных и познавательных занятий.

Модель построена на основе программы «Родной край», созданной творческой группой ДОО.

Объект воспитательного воздействия – дети 5-7 лет (старшая, подготовительная группа)

Субъекты воспитательного воздействия – музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Цель работы: социальное воспитание старших дошкольников через приобщение их к истокам народного творчества.

В процессе работы решаются следующие задачи:

Воспитательные:

- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.

- Воспитывать толерантность.

Образовательные:

- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.

- Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, музыкально-ритмических движений.

Развивающие:

- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

- Развивать музыкальные способности : ритм, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

- Развивать коммуникативные качества детей в процессе танцевально-игрового народного творчества.

Принципы нашей работы:

- Взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

- Формирование эстетической восприимчивости и эмоционального отношения к народной культуре.

- Интеграция.

- Комплексно – тематический принцип.

- Постепенность нарастания объема от простого к сложному.

- Доступность.

- Учет возраста детей.

Работа фольклорного кружка проходит в следующих формах:

- Тематические занятия.

- Занятия интегрированного типа.

- Развлечения.

В работе с дошкольниками используются следующие методы:

- Наглядный, словесный, практический.

- Беседы с детьми.

- Слушание русских народных песен, сказок.

- Разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок со взрослыми с привлечением родителей.

- Инсценировки песен и малых фольклорных форм.

- Совместная работа с родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Всякому мила своя сторона» (социально-коммуникативное развитие). Воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного народа.

Раздел 2. «Мир освещается солнцем, а человек знанием» (познавательная деятельность). Ознакомление с национальной культурой, бытом, традициями и обрядами русского народа. Историей и культурой родного края.

Раздел 3. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит» (речевая деятельность). Развитие речи, знакомство с русским фольклором.

Раздел 4. «Красоту творить – людям радость дарить» (художественно – эстетическая деятельность). - «Красна сказка складом, а песня - ладом» (театрализованная, музыкальная деятельность); «Всякому молодцу ремесло к лицу» (художественная деятельность); «Всякая душа празднику рада» (музыкальная, речевая деятельность)

Раздел 5. «Береги платье снова, а здоровье смолоду» (физическое развитие). Пальчиковые игры, забавы, народные подвижные игры, состяза-ния.

Раздел 6. «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят». В этом разделе ведется работа с родителями для возрождения лучших семейных традиций. Приобщения к отечественным традициям в воспитании детей, гармонизации семейных отношений.

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации (Приложение 5)

Структура построения и освоения детьми данной модели заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через творчество простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов. Через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей.

Ожидаемые результаты реализации модели у детей:

Первый год обучения:

- Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

- Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать песни.

- Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

- Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).

- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы).

- Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.

- Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.

- Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.

- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

- Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

- Проявлять внимание и заботу к близким.

- Передавать полученные знания малышам.

Второй год обучения

- Уметь показывать сценки. Импровизировать.

- Быть способными вводить в свои выступления не только устный, но и музыкальный фольклор.

- С желанием участвовать в любом виде деятельности.

- Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

- Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

- Передавать полученный опыт малышам.

Для включения родителей в деятельность по данному направлению рекомендовано провести беседу или анкетирование определяющее отношение родителей к фольклору и воспитанию в социуме посредством данного творчества, узнать существуют ли традиции использования фольклора в семье (Приложение 4). Участие в работе кружка поможет и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых результатов.

К предложенной модели коллективом ДОО наработан разнообразный практический материал для использования на фольклорных и краеведческих мероприятиях: игры-развлечения «Русские матрешки», «Осенины», игры-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки», «Кузьминки – осени поминки», «Богатыри земли Муромской» (Приложение 6, дидактические игры с использованием пословиц, настольно-печатные игры с использованием мотивационных постановок. Незаменимый материал для развития чувства ритма - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. В сюжетно-ролевых играх можно использовать русские народные колыбельные песни, что позволит детям испытать положительные эмоции, связанные с теплыми воспоминаниями. Каждая неделя модели кружковой работы посвящена определенной теме. (Приложение 3). Данная модель кружковой работы предполагает взаимодействие с учреждениями социума : фольклорными коллективами на базе СОШ № 2, № 18; ДШИ; КОС № 15, Дом культуры «Вербовский».

Для оценки результативности работы фольклорного кружка «Ладушки» предложена диагностика, которая поможет проследить уровень знаний музыкального фольклора, по программе «Родной край» (Приложение 1) и уровень социального воспитания детей, по методическому пособию Т. А. Цквитарии «Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» (Приложение2).

Диагностика социального воспитания детей проводится индивидуально. Фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодование) - на безнравственный.

Таким образом, разработанная теоретическая модель процесса сопровождения успешной социализации старших дошкольников посредством фольклорного кружка - это комплекс методов, средств, принципов, решения поставленных задач. Деятельность фольклорного кружка имеет большое значение не только в успешной социализации развития ребенка, но и во всестороннем развитии личности дошкольника.

Список использованной литературы

1. Аникин В. П. Русский фольклор // Учебное пособие для вузов. М. : Высшая школа, 1987. 143с.

2. Аникин В. П., составитель. Русский фольклор. М. : Художественная литература, 1986. 342с.

3. Гусев В. Е. Фольклор : история термина и его современное значение. №2. М. : Сов. этнография, 1966. 253с.

4. Литвин Э. Песенные жанры русского детского фольклора. Номер 1. М. : Сов. этнография, 1972. 333с.

5. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л. : Искусство, 1984. 177 с.

6. Программа «Родной край»

7. Савушкин Н. И. Русский народный театр. М. Наука, 1976. 274с.

8. Савушкина Н. О. О современном состоянии фольклора (из опыта работы фольклорных экспедиций МГУ) // Традиции и современность в фольклоре. М., 1988. 264с.

9. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно – пространственная среда. – М. :ТЦ Сфера, 2014. 128с.

Публикации по теме:

Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста «Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста» Совершенствование и инновационное развитие современного.

Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников [«Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников» /i] Проблема: В настоящее время, когда нравственное и коммуникативное.

Опытно-экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников «Опытно – экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников» 1. Слайд Современные дети живут и развиваются.

Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для родителей «Игровые технологии как средство позитивной социализации детей в период адаптации к условиям ДОУ» Вопрос о помещении ребенка в детский сад, как правило, встает перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу.

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Наталья Терехова Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта работы. Всем известно, как важно с детства в души и сердца детей заложить зёрнышко любви, добра, научить созидать и понимать,.

Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Свой доклад я хотела бы начать с высказывания психолога Леонида Абрамовича Венгера: «Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 14:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД