Открытое занятие по обучению детей грамоте «В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш]. Шипящих согласных звуков»

Татьяна Кудряшова
Открытое занятие по обучению детей грамоте «В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш]. Шипящих согласных звуков»

Задачи: - продолжать учить сопоставлять звуки;

- дать понятие о шипящих звуках;

- продолжать учить называть слова с данными звуками

в разных позициях;

- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать

быстро и точно.

Оборудование: - звуки: [ж],[ ш], [з], [щ], [ч];

- слоги: ЖУ – ШУ, ЖИ – ЗЫ;

- карточки для чтения;

- карточки с ребусами;

- кассы букв;

- тетради в клетку;

- рабочие тетради;

- простые карандаши;

- картинки для рассматривания;

- музыкальная запись к драматизации сказки «Теремок»;

- игрушки – ежик, лисенок, сова.

Ход

- Ребята, с какой буквой и каким звуком вы познакомились на прошлом занятии? ([Ж]).

- Правильно, мы говорили о звуке [Ж].

- Предлагаю из слов со звуком [ж] построить пирамиду.

Игра «Пирамида слов» (дети называют слово и кладут ладошки друг на друга).

- Вот сколько слов дружат со звуком [ж]. Не будь этого звука – не было бы столько слов.

- Вспомните, пожалуйста, как наши игрушки спасли жуков (они спрятали их в домике, а лисенок угостил птиц пирожками).

- Что же случилось дальше с нашими игрушками хотите узнать?

Тогда, предлагаю сесть на ковер и слушаем.

Дети инсценируют.

«Как там наши жучки? – поинтересовалась мудрая Сова, после того, как ее крылатые родственники улетели. Оглянулась, а жуков и след простыл. Расползлись тихонько кто куда.

«Могли бы и поблагодарить за помощь - обиделся Лисенок - из-за них мы едва не поссорились с птицами, а я еще и остался без пирожка!» Но как выяснилось вскоре, Лисенок был не прав, обвиняя жуков в неблагодарности: через некоторое время игрушки опять услышали приближающееся жужжание. То что они увидели, повергло их в

величайшее изумление. Со всех сторон к ним слетались насекомые и несли в своих лапках всевозможные подарки. А впереди этого крылатого полчища летели спасенные игрушками жуки. Насекомые окружили трех защитников жуков и сложили перед ними свои дары.

«Ну что? - спросил Лисенка Ежик – Теперь ты не жалеешь о потерянном ужине?»

- Спасибо, ребята, вы очень хорошо рассказали сказку, расположите игрушек на их место и мы с вами займем места за столами.

- С каким звуком летит пчела, жужжит жук, шипит шина?

- Сегодня, мы поговорим о звуках [ш], [ж], [з]. (выставить звуки)

- Посмотрите на картинку и давайте перечислим подарки насекомых,

в названии которых слышится звук:

[ш]- шиповник, шоколад, каштан, мишка, вишня, ракушка;

[ж]- крыжовник, ножницы, ожерелье, снежинка, ежевика, уж;

[з] – гвоздика, роза, звезда.

- Из всех подарков наших друзей больше всего заинтересовала игрушечная Змейка.

Причем это оказалась не змейка, а уж. Этот уж умел по-разному Шипеть, в зависимости от того, как на него нажать: если долго и сильно – то «Ж-Ж-Ж», если чуть слабее – то «Ш-Ш-Ш», если слабее – то «Щ-Щ-Щ», а если быстро – то «Ч-Ч-Ч». Очень интересный подарок. - Перечислите еще раз все шипящие звуки (показать). Молодцы! - Что общего у звуков [ш] и [ж]? (согласные, твердые, шипящие)

- Чем они отличаются? (звонкий, глухой).

- Откройте кассы букв и мы переходим к следующему заданию.

Я называю вам слог а вы в кассах выкладываете слог, изменяете звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш]. Понятно?

(ша, жи, ше, жу, аша, оже). Давайте прочитаем что получилось.

Молодцы! Отложите кассы, наведя порядок.

А сейчас, я называю слова, а вы меняете также звук [ш] на [ж] и [ж] на [ш].

Приготовились, будьте внимательны.

(шар, шить, шаль, шила, жесть, жарить, жалость, жирок, жутко,

Луша, сажа, тужить, кружить, сужу, машет).

Вы замечательно справились с заданием.

- Готовы к выполнению следующего задания?

Послушайте внимательно. Вам нужно добавить слог ЖУ или ШУ в конец слова.

(напи, поло, ска, пома, дока, гля… спе, сторо, уку, свя, дру).

И это задание вы выполнили очень хорошо.

- А сейчас физминутка. Все готовы? Кто хочет провести?

«Как живешь»

- как живешь?

- вот так! (с настроением показать большой палец)

- а плывешь?

- вот так! (любым стилем)

- а бежишь?

- вот так! (согнув руки в локтях, бег на месте)

- вдаль глядишь?

- вот так! (руки «биноклем» к глазам)

- ждешь обед?

- вот так! (поза ожидания: подпереть щечки руками)

- машешь вслед?

- вот так!

- ночью спишь?

- вот так! (ручки под щечку)

- а шалишь?

- (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками –

тут никак не скажешь: «вот так!»)

- Очень весело отдохнули, а сейчас продолжаем наше занятие.

- А сейчас, открываем тетради, в них прописаны слоги, вам нужно вместо точек вставить нужный звук: вместо [з] – [ж], и вместо [ж] –[з]. Всем понятно? Приступайте. Давайте прочитаем, что получилось.

Закройте тетради и отложите их на край стола.

- Чем отличаются слоги ЗА и ЖА?

Скажите пожалуйста, что это за таблица? (по этой таблице один из слогов нужно поставить вначале или в конце слова). Правильно.

Итак, давайте прочитаем, что же у нас получится. Читаем по очереди по рядам.

- Скажите, а чем отличаются слоги ЖИ и ЗЫ?

Возьмите на столе карточки и простые карандаши. Прочитайте слог и

добавьте к нему нужный из этих слогов,какое слово у вас получится.

Молодцы, быстро и точно выполнили задание.

- Ребята, открываем наши рабочие тетради и следующее задание:

вам нужно соединить картинку с подходящей схемой. Будьте

внимательны.

- А теперь вам нужно соединить картинки в цепочку, определяя

первый и последний слоги в названии картинок. Начинаем с вазы.

(Ва-За, Закол-Ка, Ка-Ша, Ша-Ры, Рыжики). Замечательно справились

и с этим заданием.

- Задание для самых сообразительных. Вот здесь лежат карточки с

ребусами. Кто хочет проявить смекалку и разгадать ребус?

(выходят 7 – 8 детей и разгадывают ребусы).

Очень хорошо вы разгадали ребусы. Я рада что вы такие умные и

сообразительные.

- Я приглашаю вас выйти на ковер и поиграть. (Драматизация сказки

«Теремок»).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок не высок, не высок,

Вот по полю буква «З» бежит

У дверей остановилась и стучит

«Кто-кто, в теремочке живет,

Кто- кто в невысоком живет?»

Буквы дружные живут, здесь живут

И все в гости вас зовут, вас зовут.

(то же с буквами «Ж», «Ш».)

-Итак, о каких звуках мы сегодня говорили? Какие звуки называем шипящими. Вы сегодня очень хорошо занимались, я рада, что вы у меня

такие умные, сообразительные, умеете отвечать быстро и точно.

Давайте поаплодируем друг другу за вашу дружную и отличную работу. На этом занятие наше окончено.

Открытое занятие по обучению детей грамоте «В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш]. Шипящих согласных звуков»
Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытое занятие по обучению детей грамоте «В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш]. Шипящих согласных звуков»
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 19:58
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Кама.
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...