Лучший педагог года

Педагогический проект «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Наталья Бармина
Педагогический проект «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Паспорт проекта

Название проекта: Учимся ориентироваться в пространстве

Тип проекта: Практико-ориентированный

По количеству участников: Групповой

По продолжительности: Долгосрочный

Сроки реализации проекта: С сентября 2015г. по май 2016г.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (13 человек).

Публикация «Педагогический проект „Учимся ориентироваться в пространстве“ для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Цель проекта: Создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Этапы и сроки реализации:

1 этап: Подготовительный (сентябрь 2015 г.)

2 этап: Основной (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)

3 этап: Заключительный (май 2016 г.)

Ожидаемый конечный результат: Сформированы умения ориентироваться в пространстве у дошкольников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Автор проекта: Учитель-дефектолог Бармина Н. В.

Аннотация проекта.

Проект «Учимся ориентироваться в пространстве» направлен на создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В проекте обоснована актуальность, раскрыты основные задачи формирования пространственных представлений, описаны ожидаемые результаты, представлены этапы проведения проекта.

Актуальность.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с задержкой психического развития к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.

Практика работы показывает, что у детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в овладении пространственными представлениями. Эти дошкольники плохо ориентируются в схеме тела, испытывают затруднения при анализе структуры предмета, восприятии графических образов, понимании и воспроизведении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения. Поэтому, детям с задержкой психического развития необходима своевременная коррекционная помощь по устранению недостатков пространственного ориентирования.

В связи с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия.

Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Отсутствует научно обоснованная методика, которая обеспечила бы формирование у детей с ЗПР способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период. В тоже время владение пространственными представлениями играет исключительную роль в построении ребенком целостной картины мира и осознании своего места в нем.

Учитывая это, возникает потребность в создании модели формирования пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, исходя из их индивидуальных особенностей и адаптационных возможностей.

Таким образом, значимость проблемы, недостаточная разработанность научно обоснованных методических рекомендаций по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, позволяет считать тему актуальной.

Цель проекта: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные:

1. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных представлений: вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около.

2. Формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения: вперед, назад, налево, направо.

3. Формировать умение определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

4. Формировать умение обозначать в речи взаимное расположение предметов.

5. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку.

2. Развивать внимание и память.

3. Развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (13 человек).

Сроки реализации проекта: с сентября 2015 года по май 2016 года.

Этапы проведения проекта:

1 этап: Подготовительный (сентябрь 2015 г.)

• Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

• Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

• Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию пространственных представлений, картотек дидактических, развивающих, подвижных игр с детьми.

• Обновление развивающей среды согласно возрасту детей.

2 этап: Основной (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)

• Реализация перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

3 этап: Заключительный (май 2016 г.)

• Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.

• Проведение открытого занятия: «Волшебное путешествие».

Ожидаемые результаты:

- сформировано умение ориентироваться в окружающем пространстве, умение двигаться в заданном направлении;

- правильно определяет правую – левую руку;

- правильно обозначает словом свое местонахождение среди людей и предметов, а также положение одного предмета по отношению к другому;

- ориентируется на листе бумаги;

- умеет переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.

Социальный эффект проекта:

- дети умеют в повседневной жизни самостоятельно ориентироваться как в пространстве (повороты налево, направо, кругом; при переходе проезжей части дороги посмотреть сначала налево, затем направо и т. д., так и на плоскости (при сервировке стола расположение столовых приборов относительно тарелки и т. д.);

- сформирован интерес к играм, развивающим пространственные представления детей;

- сформированы представления о пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Литература:

1. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей ред. С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2003. — 96 с.

3. Градова Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд. пед. наук: Г. Н. Градова. – СПб., 2010.

4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с.

5. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина - Брест: Издательство БрГУ, 2006.

6. Помораева И. А, Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Помоги ребенку ориентироваться в пространстве» По сравнению с нормально видящими детьми детям с нарушениями зрения труднее ориентироваться в пространстве. Что бы помочь детям подготовиться.

Педагогическая копилка «Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу особенностей пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Раскрыть.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «70 лет Ростовской области» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта: «70 лет Ростовской области» Актуальность проекта. Очень важно.

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем» Введение Планета Земля - наш общий дом для каждого человека, живущего в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Героев Отечества» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта: «Праздник Героев Отечества» Актуальность проекта. На современном.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Птичья столовая» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта: «Птичья столовая» Актуальность проекта. Очень важно привить.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Сохраним природу нашу» Название проекта: «Сохраним природу нашу» Тип проекта: познавательно-исследовательский Возраст детей: старший дошкольный Период выполнения:.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто» Педагогический проект для старшего дошкольного возраста на тему: «Никто не забыт, Ничто не забыто». Выполнила: воспитатель детского сада.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы-обереги» Педагогический проект Для детей старшего Дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы- обереги». МАДОУ № 57 «Дюймовочка» Воспитатель:.

Педагогический проект «Родной свой край люби и знай» для детей старшего дошкольного возраста Цель:знакомство детей с различными природными зонами, климатом нашей страны и области; с природой нашего края; с творчеством воронежских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 28 января 2016 в 13:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД