Папки-передвижки

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Марина Володина
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть.

Тема урока : Почему идёт дождь, и дует ветер?

Цель урока : сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.

Задачи урока :

Учебные:

• расширить, уточнить представление детей о дожде и ветре;

• объяснить причины их возникновения ;

• раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека;

• объяснить причины их возникновения.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 1 классе „Почему идёт дождь и дует ветер?“» размещена в разделах

Развивающие:

• развитие познавательного интереса к предмету;

• развитие мышления, умения выделять наиболее значимый материал;

• развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией;

• показать последствия этих явлений;

• формирование умения выполнять тест для описания подобных явлений.

Воспитательные:

• воспитывать чувство долга, ответственности в охране родной природы;

• быть внимательным, бдительным и уметь прийти на помощь в любой ситуации.

Форма проведения урока : решение пробных вопросов, выполнение творческих заданий.

Форма организации учащихся: индивидуальная, групповая и коллективная.

Тип урока : урок-исследование.

Оформление урока : УМК «Школа» России, учебник Плешакова А. А. Базовый учебник: «Окружающий мир» А. А. Плешаков. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях, «Рабочая тетрадь А. А. Плешаков для 1 класса начальной школы в 2-х частях, раздаточный материал,компьютер, проектор, экран.

Планируемый результат: дети должны научиться:

Объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек).

Должны получить возможность научиться: наблюдать за дождём и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Основные понятия Дождь, ветер, осадки, явления природы.

Межпредметные связи Литературное чтение

Ресурсы:

- основные Компьютер, проектор, презентация, учебник.

- дополнительные: у учителя – блюдце с водой, вата, свеча, стакан с водой, приготовленный за несколько дней и стоящий в тёплом месте.

У учащихся – карточки с заданиями, учебник

Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – исследование. Исследование оригинально по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого оно дает возможность рассмотреть изучаемый вопрос решением проблемных ситуаций. Исследование также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к уроку приобщает учащихся к чтению научно-популярной литературы, поиску и отбору нужной информации, развивает творческие способности.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

Ход урока.

I Оргмомент.

- В нашем классе все друзья :

Я,ты,он,она

Улыбнитесь тем,кто справа,

Улыбнитесь тем,кто слева,

Улыбнитесь тем,кто сзади,

Все мы дружная семья

II Актуализация знаний

- Ну а дом всех нас и всего человечества это-…. (Земля)

-С егодня мы продолжим путешествовать. И, как легкие весенние, облачка полетим в прекрасный и загадочный мир природы.

-Работать будем в группах. Давайте сначала вспомним правила работы в группах и парах.

(Дети называют. Вывешивается таблица:

-У каждого руководителя группы есть белое облачко. А у каждого из вас есть капельки синего и серого цвета. Приклейте серые капельки те,кто считает,что уже все тайны природы вам известны, и вы все знаете.

Если же считаете,что знаете много, но еще многое предстоить открыть и узнать,приклейте капельку синего цвета.

Каждый приклеивает по 1 капельке к облаку своей группы.

(результаты вывешиваются на доске)

-Какой цвет преобладает? Мы многое уже знаем,но еще больше предстоит узнать.

-На прошлых уроках мы уже путешествовали. Где?. (В космосе)

-Обратите внимание на опорные слова на доске:

Карточки: СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, ДОЖДЬ

-Прочитайте слова хором. Разделите их на 2 группы (2 реб. у доски. Карточки: Явления природы и небесные тела)

- С какими понятиями мы уже знакомы?

-На этот раз я предлагаю попробовать свои силы в парах.

-Не забывая правила, возьмите желтый конверт с заданием. Ваша задача наклеить в пустую клетку ту картинку, которая соответствует определению и вспомнить их названия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

Проверим правильность выполненного задания с помощью экрана.

-Эксперты сегодня будут… (С каждого ряда по 1 человеку. Они проверяют быстро проходя по рядам.)

-А кто такие эксперты? В словаре Ожегова,это специалист в какой-то области.

-Есть ли желающие сообщить что-то новое, о чем прочитали дополнительно? (маленькие сообщения2-3 предложения). Прикрепляю значок ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

-Я предлагаю всем вам сегодня на уроке стать исследователями.

III.Физминутка

Глазки видят все вокруг.

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано.

Где окно,где ведро.

Оюведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

IV. Постановка проблемы и целеполагание

- Когда глазка исследовали кабинет, заметили ли вы что-нибудь на доске?

-У нас осталась 2-я группа слов: ДОЖДЬ и ВЕТЕР.

-Что вы о них знаете? (ответы детей)

-Догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы постараемся разобраться : почему же идет дождь и дует ветер (Тема на доске)

-А для чего нам эти знания? Я начинаю, кто-то продолжает

УЗНАТЬ,что такое дождь и ветер

РАЗВИВАТЬ мышление,речь

УМЕТЬ объяснять эти явления природы

V. Совместное открытие нового

- Послушайте,какие строки написала Галина Новицкая

(3 ребенка рассказывают стихотворение)

Мокнет ёжик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы,

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

В лужах скачут, песни пляшут,

И зеленым флагом машут…

- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое? (ответы детей)

- Когда летом идет дождь какое настроение у вас? (ответы детей)

- А почему веселое? (ответы детей)

- Почему грустное (ответы детей)

- А какую пользу приносит нам дождь? (ответы детей- поливает)

- Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь (ответы детей- нет)

- А как дождик попадает на небо в тучу (предложения детей)

-Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.

-Помните, 3 дня назад мы с вами поставили стакан с водой на подоконник,т. к. там тепло. Что же произошло с водой? (Она испарилась)

-Что значит слова «испарилась»?Вставьте слово6 Испарение-это превращение ….(воды) в (пар)

Выбераем основные панятия ВОДА-ПАР. На воске прикрепляются картинки

-Что в природе нагревает воду? (Солнце)

-Кто самый внимательный: в классе мы каждый день наблюдаем за процессом испарения. Подскажу:это связано с доской

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА ОДОСКЕ И ВЛАЖНОЙ ТРЯПКЕ

VI. Эксперимент

-А что происходит дальше мы с вами сформулируем,если проведем следующий эксперимент.

Работаем в группах. Вспоминаем правила,мы их уже повторяли.

- Возьмите вату, плотно сожмите её Ребята представьте, что у нас в руках меленькое облако, опустите вату в блюдце. А теперь пинцетом приподнимите за верхний ее край.

- Ребята что происходит с ватой?

- Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу,

- Наше туча понимается вверх, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь

- Туча, туча, что несешь? Отвечает туча….(дети отвечают хором- дождь)

Вывешивается картинка ТУЧИ и КАПЛИ ДОЖДЯ

-А теперь я попрашу расставить стрелочки (1 ребенок у доски)

-У нас с вами получилась схема круговорота воды в природе.

Давайте проверим. Внимание на экран.

Показ фрагмента сопровождается рассказом учителя - Да ребята, Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.

- Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху

Лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.

Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.

Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.

Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Это ребята круговорот воды в природе.

-Вот так появляется дождь.

- Как думаете, какие дожди бывают?Страница 36 в учебнике поможет ответить на этот вопрос (ответы детей- очень сильный; мелкий; долгий)

Дождь бывает очень сильным он называется ливень.

Включить слайд (Ливень)

Ливень- это проливной дождь

Включить слайд (Дождь мелкий)

Так же бывает Ситничек – мелкий и очень долго идущий дождь

Включить слайд (Косой дождь)

Бывает Косой дождь или косохлёст

- А теперь ребята отдохнем и превратимся в дерево

VI I РЕЛАКСАЦИОННАЯ ИГРА (физминутка) «Дождь в лесу»

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки.

(руки поднимают вверх)

Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.

(дети раскачивают руками в разные стороны)

Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали нежные капли дождя. (Дотронься своими пальцами до спины стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.) Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

-Кто почувствовал прилив сил может присесть.

-А из-за чего появляется косохлест? (из-за ветра)

-Что же такое ветер?

-Тогда я попрошу вас помахать перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (ветерок)

-А откуда он взялся? (заставили рукой двигаться воздух)

-Как еще мы может почувствовать ветер? (подуть друг на друга)

Но движение воздуха мы может не только почувствовать, но и увидеть.

Но этот опыт я проведу сама. Открою одновременно окно и дверь. Шарик взлетит.

Включить слайд (как возникает ветер)

Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

Карточки в парах. Один у доски

- А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание на карточках, у вас на партах лежат карточки в которых нужно подчеркнуть слова, которыми можно описать ветер. Работать будем в парах.

Слова: теплый, широкий, сильный, холодный, зеленый, сырой, порывистый, слабый, сладкий

А сейчас проверим как вы справились (1реб читает слова которые подчеркнул)

Включить слайд (теплый ветер)

Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

Включить слайд (ураган)

А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений

Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.

– Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?

Вывод: ветер,как и дождь, может быть и другом и врагом.

VIII Итоги урока

- Вернемся к учебной задачи урока

- Как вы думаете выяснили мы причину возникновения дождя, ветра?

- Узнали что-то новое?

Рефлексия: Работа в группах

- У каждого на парте своя капелька серого и синего цвета. Если вы на этом уроке что-то открыли на уроке,приклейте синюю,если нет-то серую.

(тучки вывешиваются на доске)

- Спасибо за урок!

Прикреплённые файлы:

moja-prezen_qc7hm.ppt | 3527 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Почему идёт дождь» Цель Расширять представление детей о природном явлении в процессе экспериментальной деятельности. Образовательные: Формировать у детей интерес.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация». Учитель: Жабуева С. А. Окружающий мир Раздел: Наша Родина: от Руси до России Тема урока: Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Тип.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Звездное небо» 2 класс Цель: формировать представление о карте звёздного неба; развивать умение давать характеристику звёздам; уточнить знания о созвездии Кассиопея,.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Название работы: «Куликовская битва» 4 класс Автор: учитель начальных классов Котлярова Ольга Анатольевна Место выполнения работы: МБОУ.

Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года» Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Смена времён года. Цель: формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений.

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Отечественные войны 1812 и 1941–1945 года. Сравнение» Тема: «Отечественные войны 1812 и 1941-1945 года. Сравнение» Предмет: окружающий мир Класс: 4 Учебник: О. Н. Федотова, Т. В. Трофимова; изд.

Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам» Пояснительная записка Данная работа представлена по направлению Начальная школа. Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс УМК: Образовательная.

Технологическая карта урока по окружающему миру с презентацией в 1 классе «Кошки в нашем доме» Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая Технологическая карта урока.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Лесные опасности» Конспект урока Предмет: УМК «Школа России», учитель: Окружающий мир. 2 класс. Королева Ольга Владимировна Место занятия в структуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»
Опубликовано: 3 августа 2017 в 23:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД