Получи документы

Пособия в помощь логопеду

Ольга Никонова
Пособия в помощь логопеду

Работая в детском саду для детей с нарушением зрения, использую следующие пособия для логопедических занятий. Приведены примеры игр, наиболее полно раскрывающие суть пособий. Пособия используются для развития лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха, слоговой структуры слов, развития навыков деления на слоги, определения места звука в слове, автоматизации и дифференциации звуков, развития зрительно-моторной координации и навыков пространственной ориентировки. Пособия создают игровую ситуацию, помогают неоднократно повторять материал. Это помогает разнообразить занятия и проводить работу по коррекции зрения и речи.

Публикация «Пособия в помощь логопеду» размещена в разделах

Пособие «Волшебный альбом»

представляет собой цветные, крупные предметные картинки по разным лексическим темам; листы для фона светло – зелёного или жёлтого цвета (детям с сильно сниженным зрением предлагают белый фон); контурные изображения тех же предметов на прозрачной плёнке и силуэтные изображения тех же предметов. Позволяет решать следующие задачи:

1. Расширение словаря по основным лексическим темам.

2. Развитие грамматического строя речи:

Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, моё) с существительными;

Закрепление падежных конструкций в винительном, родительном падежах;

Закрепление образования существительных с уменьшительно - ласкательным и увеличительным значением темы: игрушки, одежда, обувь, овощи, фрукты).

Закрепление образования притяжательных прилагательных (Игра «Чей хвост?»);

Закрепление образования относительных прилагательных (Игра «Свари варенье»);

3. Развитие зрительного восприятия.

Дети с нарушением зрения испытывают трудности при выделении конкретных признаков и свойств предметов: формы, величины, цвета, пространственного расположения. У детей с косоглазием и амблиопией зрительный образ предмета в силу разных причин недостаточно сформирован. Они могут видеть не все детали, зрительный образ может быть нечётким, при изменении освещённости, например в сумерках, когда мы видим только силуэты, они могут не узнать предмет.

Для формирования зрительного образа предмета, постоянства и целостности зрительного образа используют три вида картинок: реальная картинка, силуэты – тени и контуры.

На примере этих игр наиболее полно прослеживается работа по развитию зрительного восприятия

Игра «Жадина».

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Рассмотрите, пожалуйста, картинки на листе. Выложите на фоновый лист контуры предметов, внимательно рассматривая их. Это все предметы Ваши, теперь накладывайте их на картинки и говорите про каждый предмет, что он Ваш. «Мой мяч»…

Игра «Чего не стало?»

Закрепление родительного падежа существительных.

Закройте картинки на листе теневыми изображениями предметов – силуэтами. «Чего не стало?» - «Не стало мяча, пирамидки, паровоза…»

Игра «Я вижу кого, что?»

Закрепление винительного падежа существительных.

Не все картинки спрятались. Что Вы видите? Я вижу лошадку. Убирайте по одной тени и продолжайте называть предметы, которые теперь Вы видите. Спрячьте картинки.

Одни картинки вы видите, а другие спрятались. Расскажите, что вы видите, а что не видите.  

Пособие «Домик».

пособие представляет собой прямоугольный домик зелёного цвета с оранжевой треугольной крышей, сделанный из потолочной плитки. У домика 3 подъезда и 4 этажа, в каждом этаже 3 жёлтых квадратных окна, под каждым окошком балкончик, в который можно вставить картинку. На крыше одно овальное окно. Каждая деталь имеет чёткий контур.

Цели:

1. Закрепление слогового деления(1 – 4 слога).

2. Автоматизация звука.

3. Развитие фонематического восприятия (определение местоположения звука в слове (начало\середина\конец).

4. Закрепление навыка употребления предлогов (под, над, между, к, от, в, из, перед, из-за).

5. Закрепление пространственной ориентировки на плоскости (правый верхний угол, центр, слева, ниже, выше).

6. Закрепление восприятия плоскостных геометрических фигур.

7. Развитие внимания, памяти, мышления.

Варианты игры:

Игра на автоматизацию определённого звука: чётко называя картинку, (выделяя, например, Л) посади в каждый балкончик: первого подъезда всё живое, второго – всё, что сделал человек, третьего – всё, что растёт.

Угадай, чего не стало. Взрослый переворачивает 1 из картинок, пока ребёнок закрыл глаза. (Количество картинок – как положено по возрасту ребёнка).

Дидактическое пособие: «Найди тень?»

Пособие помогает решать такие задачи:

1. Закрепление словаря по темам: животные средней полосы, севера, юга, подбор признаков, действий к существительному,

2. Закрепление родительного падежа существительных,

3. Согласование числительного один, одна с существительными,

4. Развитие логического мышления – найди лишний предмет,

4. Развитие глазо-двигательных функций,

5. Развитие зрительно-моторной координации.

Варианты игр:

1. Поднимите указательный палец на левой руке и поставьте его в нижний левый угол листа. Какое здесь животное? Сколько здесь животных?

- «Один морж». Поднимите указательный палец на правой руке и поставьте его на тень этого животного. Тень кого Вы нашли?

- «Тень моржа».

2. В левом верхнем углу найдите тень животного. Тень кого вы нашли?

- «Тень слона». Возьмите маркер и проведите линию от тени к животному.

Линии могут быть прямыми, волнистыми, ломаными.

Вы нашли животное, подберите 3 признака: какое оно. У Вас слон. Какой он?

Сильный, большой, серый.

3. Как называется ваше третье животное?

– «Носорог». Найдите его тень. Соедините изображение животного и его тень с помощью тесемки подходящей длины. Тень кого вы нашли? - «Тень носорога».

Придумайте 3 действия, которые может делать носорог.

– «Есть, спать, ходить».

4. Догадайтесь: какое из трёх животных не подходит, лишнее? Обведите его маркером. Объясните, почему вы так решили?

- «Морж – северное морское животное, а слон и носорог живут в Африке».

5. Закрываем «Волшебным колпачком» животное и спрашиваем: «Кого спрятали?» - «Слона».

Если прячем тень животного, говорим: «Что спрятали?»

- «Тень слона».

ПОСОБИЕ «ЦВЕТЫ»

представляет собой белый лист с большими цветами и разложенные на белом фоне контурные изображения предметов на прозрачной плёнке.

Цель:

1. Автоматизация звуков.

2. Развитие цветовосприятия.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Согласование существительных и прилагательных в роде.

Игра: «Раскрась картинки».

Раскрась картинки, положив их на цветы или листья и назови: какой получится предмет.

Пособие «Дорожка»:

полотняная дорожка со следами на полу. Они окрашены в цвета спектра.

Цель:

1. Развитие фонематического слуха (произнесение цепочек слогов, слов, повторение предложений)

2. Развитие слоговой структуры,

3. Развитие лесико-граммаграмматического строя речи («Красным бывает…»,

4. развивать цветовосприятие – профилактика амблиопии.

5. Автоматизации поставленного звука. Ребёнок, шагая по следам, может отрабатывать: изолированный звук, слоги и слова с поставленным звуком, навыки согласования частей речи, навык составления предложений, предложно-падежные конструкции.

Использование игр позволяет незаметно для детей решать образовательные задачи. Ребёнок, играя, чувствует себя раскованным, смелым, непосредственным. Игра развивает воображение, даёт свободу для самовыражения.

Публикации по теме:

Дидактические пособия «Математические домики»Дидактические пособия «Математические домики» Работая в средней группе, мы даем дошкольникам представления о числах и цифрах, закрепляем геометрические фигуры. Вот такие веселые фигуры.

Тактильные дидактические пособияТактильные дидактические пособия Для детей всех возрастов. Цель: развивать тактильные ощущения, знакомиться с разными животными и птицами. Материал: цветные картинки животных,.

Дидактические игры и пособия по математикеДидактические игры и пособия по математике Добрый вечер, уважаемые коллеги! В марте этого года я показывала открытое занятие для методического объединения (конспект я выкладывала.

Дидактические пособия «Ежик» и «Улитка»Дидактические пособия «Ежик» и «Улитка» Дидактические пособия «Ежик» и «Улитка» Методическое описание дидактических пособий «Ежик» и «Улитка» Дидактические пособия позволяют.

Консультация для родителей «Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?» Консультации для родителей. Когда нужно обратиться к учителю-логопеду? В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать.

Дидактические пособияДидактические пособия Интеллектуальная игра «Крестики - нолики». Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей (внимания, памяти, логического.

Пособия для дыхательной гимнастикиПособия для дыхательной гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособия для дыхательной гимнастики. Волшебный домик. Выполнен из коробки от новогоднего подарка. Под "дождиком".

Пособия для развития мелкой моторики рукПособия для развития мелкой моторики рук Катерина Кононова Пособия для развития мелкой моторики рук Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

Пособия на формирование воздушной струиПособия на формирование воздушной струи Постановка звуков, как правило начинается с выработки правильной воздушной струи. Чтобы сделать этот процесс интересным для ребенка, я сделала.

Презентация авторского пособия «Чудо-дерево». Презентация авторского пособия «Чудо-дерево». Выхожу в костюме садовника в фартуке и с лейкой. Однажды в погожий апрельский денек Выйду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пособия в помощь логопеду
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 17:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД