Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Галина Агапова
Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ[/

b]

[/b]

Назначение: предложенный материал можно использовать в любом дошкольном учреждении. Подобные ритуальные мероприятия не имеет четкой инструкции и зависят от желания и инициативы педагогов, родителей, детей.

Цель: создание групповых родительских и детских ритуалов в группах для детей с ОВЗ и передача их следующему поколению.

Задачи:

1 Развивать у родителей чувства сопричастности к совместной коррекционной работе с ДОУ.

2. Помочь родителям делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность с детьми с ОВЗ

3. Прогнозировать родителям и детям дальнейшие действия и события.

Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) определяется как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. Речевых, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал по сути - это традиционно выработанный метод социального воспитания (Толковый словарь).

Ритуалы – это действия, которые люди выполняют по религиозным, светским, традиционным мотивам, и которые сопровождают человечество с начала эволюции. С течением времени некоторые ритуалы уходят в небытие, некоторые претерпевают изменения, появляются новые, но как и тысячелетия назад соблюдение ритуалов направлено на то, чтобы помочь индивиду приобрести определенный статус в обществе, войти в социум, занять там свое определенное место. Можно сказать, что жизнь человека – от рождения и до кончины – сопровождается множеством ритуалов и если мы их принимаем и исполняем, то общество нас принимает, оказывает нам помощь и поддержку, признает нас полноправными субъектами. Формирование человека, как члена общества, начинается с семьи. Именно здесь закладываются основы нравственности и одним из факторов их усвоения становятся ритуалы, направленные на создание положительного имиджа (пожелание здоровья при встрече, пожатие рук, выражение благодарности за какую-либо услугу и т. д.).

С образованием любого института социализации возникают новые ритуалы. Создание семьи привело к появлению таких ритуалов, как бракосочетание, наречение ребенка и т. д. Школа, как еще один социальный институт, богата своими ритуалами – праздник букваря, последний звонок, выпускной бал, и т. д.

Дошкольные учреждения долгие годы не являлись социальными институтами, и дошкольное детство считалось промежуточным звеном от рождения и до школьного возраста. И только сейчас, с принятием Федерального Государственного стандарта, детство рассматривается «как период жизни значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду», т. е. дошкольное детство – это самостоятельный, самодостаточный этап жизни человека, столь же, а может и более важный для становления личности, его социализации.

Детский сад – особая страна с особыми гражданами. Как и в любой стране, здесь свои законы, традиции, правила, ритуалы. Семья ребенка впитывает эту модель через устойчивость режима дня, ритуальность сторон детсадовской жизни. И все ритуалы направлены на осуществление главной цели – вырастить здорового, компетентного, коммуникабельного, гуманного гражданина своей Родины. И задача всех взрослых, участвующих в этой великой миссии, – создать условия для роста и развития не только маленького человека, но и его родителей, помочь всеми возможными способами пройти путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром. Каждое дошкольное учреждение старается внести свою лепту в многогранный процесс, который зовется воспитанием. И не секрет, что мы воспитываем не только детей, но и их родителей.

Мы в этом вопросе не исключение. Каждый раз принимая новых детей, мы принимаем и их родителей и очень хотелось, чтобы побыстрее сдружились не только дети в группе, но и их родители.

Ритуал проведения родительских собраний

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки во время родительских собраний.

Поэтому на первых родительских собраниях мы добавляем не совсем традиционный тактильно-вербальный прием. Он прост, но достаточно эффективен. Перед началом собрания родителям предлагалось взяться за руки, поздороваться, улыбнуться и пожелать сидящему рядом доброго вечера, хорошего настроения.

Ритуал утренней встречи детей и родителей в приемной.

Цель: осознание ребенком и родителем собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата

Утром мы всегда выходим к каждому родителю, спрашиваем о самочувствии ребенка. его эмоциональном настроении, желаем родителям доброго дня и хорошего настроения на весь день. Данный прием положительно влияет на эмоциональное развитие как ребенка, они видят наше общение с их родителями, так и влияет на коммуникативность, нравственное поведение их родителей.

Ритуал вечернего провожания детей и родителей.

Цель: осознание ребенком и родителем собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата

Вечером мы по возможности стараемся поговорить с каждым родителем об успехах, проблемах ребенка или просто интересуемся как прошел рабочий день мамы или папы.

«Ритуал планирования»

Цель: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности.

Это способ формирования самостоятельности и инициативности родителей в выполнении домашних заданий учителя-логопеда и рекомендаций педагогов.

Проблема, которая решалась на группе, традиционна: родители слишком много ждут от педагогов в части организации коррекционной помощи их детям. Но современные тенденции развития дошкольного образования побуждают педагога к иному – создавать условия для подконтрольного, но все же самостоятельного движения родителей к решению коррекционных задач. Речь идет о коррекционных практиках в которых ребенок будет получать своё развитие. Родителям необходимо создать такие условия, чтобы ребенок организовал себя в общении и деятельности, и через это развивался, социализировался и получал положительные эмоции. Навязывать ребенку коррекционную деятельность будет неверно. Но возможно дать ребенку возможность самому сочинить свой день с интересными для него деятельностями в коррекционном направлении. Актуальна работа по данной технологии и в контексте подготовки родителей и детей в преодолении как речевого, так и интеллектуального, физического недоразвития к обучению в школе, она дает возможность подготовить детей к самоорганизации своей жизни и деятельности, при переходе от одной формы взаимодействия со значимым взрослым к другой.

Суть (характеристика) технологии «Ритуал планирования»:

Технология дает родителям и детям опыт планирования предпочитаемой свободной деятельности, преимущественно коллективной, в течение дня. Родитель с ребенком видит, как разворачивается день, понимает его «обязательные» и «вариативные» части, свою возможность построить собственный день и продуктивно провести его.

[b]Основные идеи технологии: [/b] Учитель-логопед, воспитатель привлекает родителей и соответственно те в свою очередь детей к планированию собственного дня. Родителю рекомендуется составить «бланк с расписанием», в котором выделены «якоря», то, что изменить нельзя, и свободное время, которое ребенок может заполнить самостоятельно. Родитель берет на себя только напоминание о множественности вариантов (и спортивное, и художественное, и игровое дело). План вывешивается родителем на видное место (это может быть магнитная доска, пробковая доска) и в соответствии с ним родитель организует себя и ребенка.

На наш взгляд, применяемая нами технология крайне полезна в коррекции недоразвитий и как составной элемент подготовки ребенка к обучению в школе.

С помощью технологии «Ритуал планирования» педагог

• стимулирует осознание родителями протяженности и насыщенности рабочего дня детей в ДОУ, правильного планирования выходного дня,множественности его вариантов и управляемости, а так же собственной ответственности за день;

• проектирует многообразие видов детской деятельности в течение выходного дня дня, осознание их ребенком;

• развивает умение родителей сговариваться с детьми по поводу совместной деятельности, объединяться и меняться оборудованием;

• учит родителей делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность по выполнению домашних заданий, отстаивать свою точку зрения, оценивать свои совместные с детьми достижения;

• учит родителей организовывать своё свободное время и ребенка, тем самым учат своих детей самостоятельно находить себе занятие в режиме дня;

• учит ценить время, использовать его максимально и разнообразно;

• развивают самостоятельность, инициативность родителей, детей, волевые качества, укрепляют физическое и психическое здоровье.

Таким образом мы рассматриваем данную работу – как процедуру для всех родителей группы, которая объединит их, раскроет ценность планирования собственной деятельности, настроит на виды работы.

Публикации по теме:

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи,.

Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района) Подготовила Арчегова.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 мая 2018 в 17:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «На приёме у врача»
Задачи: познакомить детей с профессией врача; развивать умения составлять рассказ по опорным картинкам( рассказ пациента о его заболевании) ; продолжать...
Консультация «Влияние сказки на исполнительское творчество детей» +презентация
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и с окружающим...
Консультация для родителей «Три года — очень важный этап в жизни ребенка»
Три года – очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического,...
Фотоотчет «Занятие по ИЗО в первой младшей группе «Покажу я Манечке свой цветочек...
Дошкольник в возрасте 2, 5 - 3-х лет очень восприимчив и эмоционален к цвету и краскам. Он, как губка, впитывая тона красок и палитру разнообразия цветов,...
Фотоотчет о театрализованной деятельности группы «Сказка «Колобок»
Театрализованная деятельность дошкольников имеет много направлений: с ее помощью мы развиваем речь, эмоциональную сферу, эстетические восприятия....