МААМ-картинки

Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Галина Агапова
Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ[/

b]

[/b]

Назначение: предложенный материал можно использовать в любом дошкольном учреждении. Подобные ритуальные мероприятия не имеет четкой инструкции и зависят от желания и инициативы педагогов, родителей, детей.

Цель: создание групповых родительских и детских ритуалов в группах для детей с ОВЗ и передача их следующему поколению.

Задачи:

Публикация «Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах

1 Развивать у родителей чувства сопричастности к совместной коррекционной работе с ДОУ.

2. Помочь родителям делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность с детьми с ОВЗ

3. Прогнозировать родителям и детям дальнейшие действия и события.

Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) определяется как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. Речевых, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал по сути - это традиционно выработанный метод социального воспитания (Толковый словарь).

Ритуалы – это действия, которые люди выполняют по религиозным, светским, традиционным мотивам, и которые сопровождают человечество с начала эволюции. С течением времени некоторые ритуалы уходят в небытие, некоторые претерпевают изменения, появляются новые, но как и тысячелетия назад соблюдение ритуалов направлено на то, чтобы помочь индивиду приобрести определенный статус в обществе, войти в социум, занять там свое определенное место. Можно сказать, что жизнь человека – от рождения и до кончины – сопровождается множеством ритуалов и если мы их принимаем и исполняем, то общество нас принимает, оказывает нам помощь и поддержку, признает нас полноправными субъектами. Формирование человека, как члена общества, начинается с семьи. Именно здесь закладываются основы нравственности и одним из факторов их усвоения становятся ритуалы, направленные на создание положительного имиджа (пожелание здоровья при встрече, пожатие рук, выражение благодарности за какую-либо услугу и т. д.).

С образованием любого института социализации возникают новые ритуалы. Создание семьи привело к появлению таких ритуалов, как бракосочетание, наречение ребенка и т. д. Школа, как еще один социальный институт, богата своими ритуалами – праздник букваря, последний звонок, выпускной бал, и т. д.

Дошкольные учреждения долгие годы не являлись социальными институтами, и дошкольное детство считалось промежуточным звеном от рождения и до школьного возраста. И только сейчас, с принятием Федерального Государственного стандарта, детство рассматривается «как период жизни значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду», т. е. дошкольное детство – это самостоятельный, самодостаточный этап жизни человека, столь же, а может и более важный для становления личности, его социализации.

Детский сад – особая страна с особыми гражданами. Как и в любой стране, здесь свои законы, традиции, правила, ритуалы. Семья ребенка впитывает эту модель через устойчивость режима дня, ритуальность сторон детсадовской жизни. И все ритуалы направлены на осуществление главной цели – вырастить здорового, компетентного, коммуникабельного, гуманного гражданина своей Родины. И задача всех взрослых, участвующих в этой великой миссии, – создать условия для роста и развития не только маленького человека, но и его родителей, помочь всеми возможными способами пройти путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром. Каждое дошкольное учреждение старается внести свою лепту в многогранный процесс, который зовется воспитанием. И не секрет, что мы воспитываем не только детей, но и их родителей.

Мы в этом вопросе не исключение. Каждый раз принимая новых детей, мы принимаем и их родителей и очень хотелось, чтобы побыстрее сдружились не только дети в группе, но и их родители.

Ритуал проведения родительских собраний

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки во время родительских собраний.

Поэтому на первых родительских собраниях мы добавляем не совсем традиционный тактильно-вербальный прием. Он прост, но достаточно эффективен. Перед началом собрания родителям предлагалось взяться за руки, поздороваться, улыбнуться и пожелать сидящему рядом доброго вечера, хорошего настроения.

Ритуал утренней встречи детей и родителей в приемной.

Цель: осознание ребенком и родителем собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата

Утром мы всегда выходим к каждому родителю, спрашиваем о самочувствии ребенка. его эмоциональном настроении, желаем родителям доброго дня и хорошего настроения на весь день. Данный прием положительно влияет на эмоциональное развитие как ребенка, они видят наше общение с их родителями, так и влияет на коммуникативность, нравственное поведение их родителей.

Ритуал вечернего провожания детей и родителей.

Цель: осознание ребенком и родителем собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата

Вечером мы по возможности стараемся поговорить с каждым родителем об успехах, проблемах ребенка или просто интересуемся как прошел рабочий день мамы или папы.

«Ритуал планирования»

Цель: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности.

Это способ формирования самостоятельности и инициативности родителей в выполнении домашних заданий учителя-логопеда и рекомендаций педагогов.

Проблема, которая решалась на группе, традиционна: родители слишком много ждут от педагогов в части организации коррекционной помощи их детям. Но современные тенденции развития дошкольного образования побуждают педагога к иному – создавать условия для подконтрольного, но все же самостоятельного движения родителей к решению коррекционных задач. Речь идет о коррекционных практиках в которых ребенок будет получать своё развитие. Родителям необходимо создать такие условия, чтобы ребенок организовал себя в общении и деятельности, и через это развивался, социализировался и получал положительные эмоции. Навязывать ребенку коррекционную деятельность будет неверно. Но возможно дать ребенку возможность самому сочинить свой день с интересными для него деятельностями в коррекционном направлении. Актуальна работа по данной технологии и в контексте подготовки родителей и детей в преодолении как речевого, так и интеллектуального, физического недоразвития к обучению в школе, она дает возможность подготовить детей к самоорганизации своей жизни и деятельности, при переходе от одной формы взаимодействия со значимым взрослым к другой.

Суть (характеристика) технологии «Ритуал планирования»:

Технология дает родителям и детям опыт планирования предпочитаемой свободной деятельности, преимущественно коллективной, в течение дня. Родитель с ребенком видит, как разворачивается день, понимает его «обязательные» и «вариативные» части, свою возможность построить собственный день и продуктивно провести его.

[b]Основные идеи технологии: [/b] Учитель-логопед, воспитатель привлекает родителей и соответственно те в свою очередь детей к планированию собственного дня. Родителю рекомендуется составить «бланк с расписанием», в котором выделены «якоря», то, что изменить нельзя, и свободное время, которое ребенок может заполнить самостоятельно. Родитель берет на себя только напоминание о множественности вариантов (и спортивное, и художественное, и игровое дело). План вывешивается родителем на видное место (это может быть магнитная доска, пробковая доска) и в соответствии с ним родитель организует себя и ребенка.

На наш взгляд, применяемая нами технология крайне полезна в коррекции недоразвитий и как составной элемент подготовки ребенка к обучению в школе.

С помощью технологии «Ритуал планирования» педагог

• стимулирует осознание родителями протяженности и насыщенности рабочего дня детей в ДОУ, правильного планирования выходного дня,множественности его вариантов и управляемости, а так же собственной ответственности за день;

• проектирует многообразие видов детской деятельности в течение выходного дня дня, осознание их ребенком;

• развивает умение родителей сговариваться с детьми по поводу совместной деятельности, объединяться и меняться оборудованием;

• учит родителей делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность по выполнению домашних заданий, отстаивать свою точку зрения, оценивать свои совместные с детьми достижения;

• учит родителей организовывать своё свободное время и ребенка, тем самым учат своих детей самостоятельно находить себе занятие в режиме дня;

• учит ценить время, использовать его максимально и разнообразно;

• развивают самостоятельность, инициативность родителей, детей, волевые качества, укрепляют физическое и психическое здоровье.

Таким образом мы рассматриваем данную работу – как процедуру для всех родителей группы, которая объединит их, раскроет ценность планирования собственной деятельности, настроит на виды работы.

Публикации по теме:

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи,.

Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района) Подготовила Арчегова.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Мастер-класс для родителей «Лэпбук как форма взаимодействия взрослых и детей»Мастер-класс для родителей «Лэпбук как форма взаимодействия взрослых и детей» Дорогие коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчет нашего мастер-класса. Это мероприятие мы провели 6 декабря. Тема мастер-класса:.

Презентация «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» Методическая разработка «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» 2 СЛАЙД Общение педагогов с родителями воспитанников.

Новая форма взаимодействия с родителями — встречи с интересными людьми Взаимодействие с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога. Основные трудности возникают при реализации сотрудничества.

Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями «Родительский университет как активная форма взаимодействия с родителями» Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды.

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьейРодительский журнал как форма взаимодействия с семьей Взаимодействие с семьей – важная часть деятельности дошкольного учреждения. Государство признает ведущую роль дошкольного образования.

Семейный клуб «Гармония» как форма организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников о ОВЗ Семейный клуб «Гармония» как форма организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников о ОВЗ. В настоящее время в развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 мая 2018 в 17:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД