Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Валентина
Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые, сколько- нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения: происходит развитие произвольного внимания, развивается память, формируются элементы словесно-логического мышления, воображение позволяет выстроить целостные образы событий и явлений; появляется способность к планированию и прогнозированию своей деятельности.

Развитие ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности процессов, формированием первых этических норм (что такое хорошо и что такое плохо); возникновением соподчиненных мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными); формированием произвольного поведения (умение управлять собой и своими поступками, потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами); формированием первого опыта самосознания (личного сознания, осознание своего места в системе отношений, ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудачи в деятельности).

Под социализацией детей старшего дошкольного возраста мы понимаем специально организованный процесс, направленный на усвоение ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, умений, навыков, которые позволяют им в дальнейшем успешно функционировать в обществе.

Особенности социализации старших дошкольников заключаются в создании необходимых и достаточных психолого-педагогических условий:

-включение детей в освоение социального опыта в процессе совместной деятельности (приобретение навыков совместной деятельности);

-создание ситуации успеха (формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства, позитивного отношения к миру, понимание эмоционального состояния окружающих и т. п.);

-развитие рефлексивных навыков, стимулирующих интерес ребенка к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др. ;

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства социализации старших дошкольников заключается в особенностях целеполагания, содержания и организации сюжетно-ролевых игр :

-сюжетно-ролевые игры старших дошкольников имеют коллективный характер;

-игра строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе детей;

-содержание игр в большей степени касается поло-ролевых отношений, принятых в обществе;

-спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в круг предпочитаемых или «звезда»;

-в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;

-успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений;

-в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;

-сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в коллективе.

Результативность социализации старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры обеспечивается :

-целевым конструированием социально-ориентированного содержания ролевых игр, которое способствует социальному обучению, самопознанию, самореализации;

-педагогическим обеспечением социально-развивающего общения дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;

-созданием социализирующей среды, способствующей активизации социального опыта старших дошкольников.

Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.

Для более успешной социализации необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. В результате проявляется интерес и пристальной внимание к партеру на протяжении всей игры.

Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.

Развитие коллективных способов общения благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются социально приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется социальная компетентность, проявляется новое психологической образование – социальное мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и т. д.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

-Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;

-Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;

-Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;

-Детально продумана предметно-игровая среда;

-Заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей.

Публикации по теме:

«Игра как средство адаптации и социализации к ДО у детей раннего возраста в условиях ГКП». «Игра как средство адаптации и социализации к ДО у детей раннего возраста в условиях ГКП». Актуальность темы. Дошкольный возраст – время.

«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Мастер – класс «Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель 1-й квалификационной.

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста «День рождения Медведя» по сказке «Маша и Медведь» Игровая деятельность детей старшего возраста. Сюжетно-ролевая игра «День рождение Медведя» (по сказке «Маша и Медведь»). Разработчик: воспитатель.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают,.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада»Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Конспект непосредственно - образовательной деятельности Сюжетно – ролевая игра «В поисках клада» (старшая группа) Корепина Наталья Александровна.

Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Игра - основной.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 23:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД