Лучший педагог года

Творческий проект «Сказочный мир» в старшей группе

Галина Мануковская
Творческий проект «Сказочный мир» в старшей группе

«Сказочный мир» - это творческий проект, нацеленный на развитие художественного творчества детей в форме лепки по мотивам сказок и их приобщение к литературному творчеству в форме сочинения волшебных сказок с опорой на игрушки и пиктографические схемы. ]Актуальность проекта :

Публикация «Творческий проект „Сказочный мир“ в старшей группе» размещена в разделах

Проект «Сказочный мир» объединяет коммуникативную деятельность в форме литературного творчества и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, творческого воображения.

Цель проекта : художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка через приобщение к волшебному миру русских народных сказок и традиционной русской игрушки посредством художественной лепки и создания самобытных сказок на дополнительных занятиях.

Задачи проекта :

• Познакомить детей с народными художественными промыслами

• Помочь освоить основные способы лепки и декоративной росписи

• Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость

• Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей

• Развивать умение оперировать символами и знаками

• Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре русского народа.

Предполагаемый конечный результат:

• Побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности.

• Повышение уровня коммуникативной компетентности.

• Формирование эстетической культуры.

Содержание:

Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.

Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок. Ведущими идеями проекта являются создание :

- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;

- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ребенка.

В рамках проекта я составила перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный на выполнение в октябре - декабре.

Этапы реализации:

I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Презентационный

IV этап – Итоговый

I. Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Составить план проекта.

4. Познакомить родителей с идеей проекта.

II. Практический этап

Задачи:

1. Знакомить детей с сказками народов мира, учить понимать жанровые особенности сказки.

2. Дать представление о структурообразующих элементах сказки.

3. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оцени-вать поступки героев.

4. Обогащать и активизировать словарный запас.

5. Развивать связную речь.

6. Развивать интерес к художественной литературе.

7. Развивать творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка и рисование.

8. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, вооб-ражение).

9. Развивать символическое мышление детей через моделирование сказок с помо-щью пиктограмм.

10. Прививать художественный вкус.

11. Учить придумывать сказочные сюжеты по готовым моделям и самостоятельно.

12. Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству.

13. Создать развивающую среду по данной тематике.

14. Оформить книжки-самоделки.

III. Презентационный этап:

1. занятие «Сказки нашего детства»;

2. Выставка книжек-самоделок;

3. Выставка детских работ «Лепная сказка»;

4. Фотоальбом творческих работ группы.

IV.Итоговый этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Определить перспективу на будущее.

Модель реализации проекта :

Направления работы Содержание деятельно-сти Срок исполнения

1. Педагогическая дея-тельность Чтение и обсуждение народных сказок. В течение учебного года

Мониторинг творческих достижений детей. 2 раза в год октябрь, май)

Рассматривание иллю-страций к сказкам 1-2 раза в неделю

Дидактические игры и игры-драматизации. В течение учебного года

Театрализованная деятельность: инсценировка сказок. В течение учебного года

Слушание музыки В течение учебного года

Моделирование сказок с помощью пиктограмм В течение учебного года

Сочинение сказок по схемам и с опорой на игрушки В течение учебного года

Продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к сказкам В течение учебного года

Продуктивная деятельность: лепка и роспись игрушек Октябрь-декабрь

Оформление «Книги сказок». Октябрь-декабрь

. Организация выставок поделок в д/с декабрь

2. Сотрудничество с родителями Помощь в оборудовании и оснащении материалами. В течение учебного года

Анкетирование родителей. ноябрь

Проведение семинара-практикума «Лепим сказку вместе». Декабрь

Оформление фотоальбома детского художественного труда. В течение учебного года

3. Методическое сопровождение Организация предмет-но-развивающей среды в группе. В течение учебного года

Подборка литературы по данной тематике. В течение учебного года

Подборка технологических карт к занятиям. Октябрь – декабрь

Конспекты интегрированных занятий. Октябрь – декабрь

Консультационный материал для педагогов. Октябрь – декабрь

Консультационный материал для родителей. Октябрь – декабрь

Обобщение наработанного материала декабрь

4. Работа с педагогами Выступления на педагогических советах

декабрь

Консультации для педагогов. Октябрь-декабрь

Взаимопосещения и обмен опытом др. групп. Октябрь-декабрь

Октябрь-декабрь

Оформление выставки в д/с. Декабрь

На первом, подготовительном этапе, мной был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, был проведен блок по ознакомлению на родительском собрание на тему «Уроки сказки». Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.

Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагога и детей, а также работу с родителями.

Начинали мы с чтения и обсуждения народных сказок, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.

Важной частью нашей работы является моделирование сказок с помощью пиктограмм. Моделирование как форма работы со сказками развивает абстрактно-логическое мышление детей, их умение оперировать символами и знаками.

Что такое пиктограмма? Это значок, символ, замещающий некое понятие. Мы широко с ними встречаемся в жизни. Например, пиктограммы – все дорожные знаки, значки интерфейса компьютера, логотипы различных компаний.

Пиктограммы, обозначающие ту или иную функцию или персонаж сказки, подбирались так, чтобы быть предельно простыми, яркими и запоминающимися. Например, черный квадрат обозначает беду, появление врага: Змея Горыныча, Кащея Бессмертного или злой ведьмы.

Восклицательный знак – задачу, испытание: например, Баба-Яга требует у Василисы подоить лесных медведиц и постричь волков.

Ключ – получение героем любого волшебного дара, будь то кольцо, лампа или волшебный конь.

Косой крест – запрет и его нарушение, например, нельзя входить в какую-то комнату, а герой это делает.

Протянутая рука – это помощь друга.

Два скрещенных меча – битва с врагом.

Праздничный салют – победа героя.

Домик – его возвращение домой.

Эти пиктограммы – основные, хотя нами используются и другие, замещающие уже не функции, а персонажей.

Соединение карточек с пиктограммами в различной последовательности дает возможность придумать и записать в виде схемы бесконечное множество волшебных историй.

Чтобы научить детей оперировать символами вместо конкретных предметов, я выстраиваю множество схем по содержанию известных детям сказок, таких, как «Гуси-Лебеди, «Крошечка -Хаврошечка», «Лиса и заяц», «Два жадных медвежонка» и другие.

В своей работе я широко использовала дидактические игры, такие, как «Приведи пример из сказки», «Сравни героев», «Придумай новое название», «Интервью у сказочного героя», «А что дальше?», «Тридевятое царство», «Беседа чудесных друзей» и др.

Лишь после того, как дети освоили прием моделирования сказок, научились изменять окончания сказок, озвучивать диалоги персонажей, описывать героев и место, где происходит действие, - мы начали сочинять сказки по заранее составленной схеме. В качестве персонажей использовали мягкие куклы. Позже дети в произвольном порядке выкладывали карточки, и по ним придумывалась сказка, по которой затем дети рисовали и лепили поделки.

Так родился наш сказочный герой Ваня. Он полюбился ребятам, и мы задумали целую серию сказок с его участием. Проект «Сказочный мир» уже многому научил меня и детей. Дети изменились, они стали более раскрепощенными, спокойными и дружелюбными

Самым трудным моментом в работе над проектом был переход от переделки уже известных детям сказок к сочинению своих собственных,от традиционных сказочных типажей, как то Иванушка, Василиса Прекрасная, к обычным мальчишкам и девчонкам. То есть, к сочинению сказок про себя, к переносу действий в современный мир, который ничуть не менее чудесен, чем Тридевятое царство. Сказки сочиняются детьми коллективно. Тем не менее, на педагоге лежит ответственность за конечный результат.

Любая сказка – это приключение, в котором герой сталкивается с определенного рода трудностями и выходит из них победителем. В процессе сочинения сказок детям приходится решать множество проблемных ситуаций: например, как разрешить конфликт героя с отрицательным персонажем. Поэтому, несмотря на свою фантастичность, сказки учат ребенка ориентироваться в этом мире. Сказка хороша неизбежным торжеством правды над ложью, светлых сил над темными.

Публикации по теме:

Детский творческий проект «Удивительный мир природы»Детский творческий проект «Удивительный мир природы» Беречь живую природу, ценить и любить родные места, выращивать растения и ухаживать за ними. Всему этому учат дошколят в детском саду.

Информационно-творческий проект «Удивительный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского» Информационно-творческий проект «Удивительный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского" Участники проекта: Дети средней группы, воспитатель,.

Познавательно-творческий проект «И помнит мир спасенный» Вид проекта: познавательно-творческий Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели учитель-логопед.

Познавательно-творческий проект «Сказочный мир А. С. Пушкина» Проблема: многие дети не знают сказок Пушкина и вообще не слышали о таком поэте. Актуальность: Со сказок начинается любовь ко всей художественной.

Художественно-творческий краткосрочный проект «Мир в твоем окне» Тип проекта: художественно-творческий, краткосрочный. Участники: воспитанники ДОУ "Зыковский детский сад", педагоги, специалисты, родители.

Познавательно-творческий исследовательский краткосрочный проект «Мир воды»Познавательно-творческий исследовательский краткосрочный проект «Мир воды» Проект «Мир воды» Краткосрочный проект «Мир воды» (старшая группа) Выполнила: Сафонова Н. И. Тема недели: «Мир воды» Возраст: Старшая группа.

Познавательно-творческий проект «Удивительный мир насекомых» ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ № 5 (6-7 ЛЕТ, РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ, ВОСПИТАТЕЛИ.

Краткосрочный творческий проект «Волшебный мир театра» Проект «Волшебный мир театра» Вид проекта: творческий, краткосрочный 2 недели. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочный мир иллюстраций» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. «Сказочный мир иллюстраций». Воспитатель: МБДОУ «Добрянский детский.

Творческий проект «Как прекрасен этот мир!»Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Актуальность проекта: Одной из важных задач, отражённых в ФГОС является «объединение обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Сказочный мир» в старшей группе
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 19:18
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД