Взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности

Марина Цыпышева
Взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности

Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т. е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности [Андреева Г. М. ,1998, с. 194].

Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Роль ДОУ в социализации детей также имеет огромное значение. Ведь ребенок со второго года своего рождения, а иногда и раньше практически каждый день проводит время со своими сверстниками, общается с воспитателями и буквально впитывает всю окружающую его атмосферу. Эти две социальные структуры, семья и ДОУ во взаимодействии и с правильным направлением могут оказывать очень большое влияние на становление личности, гармонично развитой личности.

В данном докладе мы посмотрим, какое значение имеет взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности.

Актуальность и практическая значимость проблемы взаимодействия семьи и ДОУ на процесс становления ребенка обусловили выбор темы.

Целью данной работы является обобщение опыта по данной проблеме, определение новых перспектив развития взаимодействия семьи и ДОУ.

Наше ДОУ теме взаимодействия с родителями придает большое значение и отводит большую роль. Взаимодействие с родителями проходит через всю проектную деятельность с детьми, в разных ее направлениях: будь то теоретических, продуктивных, или творческих. Со своей стороны, я как музыкальный руководитель, в свою деятельность также стараюсь привлекать родителей в различные творческие мероприятия, понимая важность участия родителей для их собственных детей. А тем более детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь для них проблема социализации стоит наиболее остро.

Хотелось бы привести несколько примеров, и на фоне их поговорить о значимости родителей в данных мероприятиях. В театральной деятельности родители принимают активное участие в разучивании сценических ролей, что предает детям большей уверенности в себе, и значимости во всей театральной постановке – как социализации и общении со сверстниками. А также оказывают помощь в пошиве костюмов для детей и съемке театрального представления. Так, были поставлены несколько театральных сказок «Маму надо слушать», (старшая группа компенсирующей направленности); «Снегурочка», (подготовительная группа компенсирующей направленности); «Сказка о глупом мышонке» (вторая младшая группа, из которой потом дети пошли в компенсирующую группу). Сейчас на данный момент мы ставим еще одну сказку совместно с педагогом психологом (сказка «Колосок», целью постановки которой является физическое раскрепощение детей, с помощью собственной игры, а также игры пальчиковых кукол.

Фестиваль семейного творчества также стал традицией нашего детского сада и проводится ко дню семьи. Родители с большим желанием участвуют в творческом мероприятии и проявляют инициативу в организации фестиваля. Участвуют как всей семьей, так и несколькими членами семьи. Детям дошкольного возраста участие родителей помогает обрести большую уверенность в себе, решает проблему страха и волнения перед публикой, чувствуя опору и надежность взрослых.

В рамках проекта «Моя семья» проводится также оздоровительное мероприятие «Папа, мама, я - спортивная семья», где роль родителей напрямую связана и воздействует на общую социализацию ребенка. Такие мероприятие проводятся и ко дню здоровья. В таких массовых мероприятиях взаимодействие детей, родителей и специалистов ДОУ имеет большое значение и для каждого ребенка отдельно.

В прошлом году у нас был опыт проведения массовых мероприятий, посвященных 70-тию со дня Победы – «Велопробег», «Танцевальный флешмоб». Эти мероприятия проводились с детьми старшего и подготовительного возраста с участием родителей. Родители изготавливали атрибуты для танцев вместе с детьми, на велопробег привозили велосипеды для езды детей, а также участвовали в самом проведении. Каждый ребенок, участвующий в этих мероприятиях, чувствовал поддержу со стороны родителей, опору, так как мероприятия проводились впервые, и для детей этот опят был совершенно незнаком. Поддержка родителей в этом оказало большое влияние на детей, ведь, что немаловажно, дети остались полны ярких радостных впечатлений.

В рамках музыкальной деятельности детских садов нашего города ежегодно организуются конкурсы семейного творчества, в частности «Солнечный лучик», «Золотой ключик», где дети могут увидеть творчество детей и родителей других садов, а также показать свои способности. Этот незабываемый опыт накапливается у детей с каждым годом, и оставляет свой положительный след для дальнейшей жизни ребенка. Кстати, не могу не отметить, что именно дети с ОВЗ имеют иногда гораздо более ярко выраженные творческие способности, и в ряде случаев чаще чем остальные дети участвуют в таких мероприятиях.

Вывод: Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Взаимодействие семьи и ДОУ очень важно в этот период для дальнейшего развития ребенка, его ориентированности в обществе, накопления полученного опыта для дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Аннотация к проекту по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования, а особенно детей с ограниченными возможностями.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада В настоящее время государственная политика в области инклюзивного образования даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России Кочеткова Анастасия Геннадьевна, Барыленко Татьяна Сергеевна, Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности
Опубликовано: 14 апреля 2016 в 18:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о творческих работах по рисованию с элементами аппликации «Одуванчики»
Прежде чем рисовать с детьми одуванчики, мы рассмотрели их во время прогулки и обратили внимание на то, что у них есть стебель, листья, цветок. Дети...
Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи»
Как нарисовать сирень красками ( поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован как...
Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3
А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В настоящее время...
Продолжение темы «Нетрадиционные методы воздействия в логопедическойработе-Су-джок...
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей 4–5 лет «Посылка из Простоквашино»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей 4 – 5 лет «Посылка из Простоквашино». Программное...