МААМ-картинки

Адаптивная речь педагога как средство дидактического коммуникативного воздействия на детей дошкольного возраста

Нина Егорчева
Адаптивная речь педагога как средство дидактического коммуникативного воздействия на детей дошкольного возраста

Важнейшим элементом профессионального мастерства современного воспитателя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.

Воспитатель непременно должен обладать отличной речью. Ведь ребенок должен учиться правильно говорить, высказывать свои мысли, а уже в дальнейшем учиться писать для письменного их изложения.

Исходным моментом в формировании речевой культуры детей является речь самого воспитателя. М. А Рыбникова подчеркивает: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся».

Публикация «Адаптивная речь педагога как средство дидактического коммуникативного воздействия на детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Следовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна являться речь воспитателя, поможет сформировать у ребенка языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведения.

Еще Я. А. Коменский считал, что педагог должен в такой степени владеть словом, которое обеспечивает полное внимание со стороны учеников. Язык педагога, по его мнению, должен быть точным и ясным, выразительным, ярким и привлекательным для учащихся.

Воспитатель должен своим словом не просто повлиять на ребенка, организуя его целесообразное поведение, но и суметь изменять это поведение в зависимости от различных социальных ситуаций. Речь педагога должна не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызвать у них ответное сопереживание. Для воспитателя наиболее важным в этом процессе является не столько сам акт передачи информации, сколько ее оценка слушателями, то есть степень воздействия речевого высказывания.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует о его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не воспитатель обязан владеть культурой речи.

Специфика педагогической профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Поэтому у него, как ни у кого другого, культура речи должна быть на высоком уровне.

В речи педагог выражает всего себя целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, филологические способности, отношение к воспитанникам и учебному предмету. Учащиеся улавливают в речи педагога прежде всего отношения и эмоции.

Правильная, эмоциональная, коммуникативно-целесообразная речь педагога позволяет ему эффективно воздействовать на разум и чувства ребенка, воспитывать гармоничную личность.

Среди способов речевого общения педагога и ученика немаловажными являются и элементы юмора на занятии, шутка, легкая ирония.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что без высокой культуры речи воспитателя, без соблюдения им норм речевого этикета не будет культурного образованного ученика.

Процесс правильного восприятия учащимися материала зависит от совершенства речи воспитателя, для которого четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога.

В процессе своей работы воспитатель должен реализовать на занятии определенные требования, которые кратко можно сформулировать следующим образом:

- Следить за своей речью, не допуская нарушения норм литературного языка; речь педагога - образец для учащихся;

- Внимательно следить за речью учащихся, добиваясь ее логичности, связности, литературной правильности;

- Требовать от учащихся полных, ясных, развернутых ответов с доказательствами;

- Объяснять значение, произношение и правописание всех новых слов, встречающихся при объяснении учебного материала.

Результативность учебно-воспитательной работы во многом зависит от уровня учебной культуры воспитателя. Особенно важно для преподавателя любой дисциплины владеть связной речью, так как одним из эффективных методов объяснения учебного материала является связный рассказ педагога.

Правильная, точная и чистая речь - это лишь первая ступень речевой культуры. Соблюдения только этих требований к речи для воспитателя недостаточно. Его речь должна быть также стилистически целесообразной, соответствовать содержанию, условиям и задачам высказывания.

Не менее важным является техника речи. Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.

Заканчивая разговор о культуре речи, подведем некоторые итоги и определим перспективы, связанные с совершенствованием речевой культуры педагога.

Культура речи – это сложное многоаспектное понятие, в содержании которого отражены соотношения языка и речи, речи и мышления, речи и сознания, речи и действительности. Характер этих соотношений и взаимосвязей обеспечивает коммуникативный процесс общения воспитателя и учащихся, сущность которого заключается в обмене мыслями, чувствами, переживаниями, настроениями. Важно также помнить, что с помощью языка, разнообразных средств воспитатель в ходе общения формирует и формулирует мысли, лежащие в основе того или иного высказывания.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Развиваем речь». Подготовила воспитатель: Дорошенко Ирина Алексеевна. ст. Веселая. Актуальность: В настоящее время.

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектаКоммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Подготовила учитель – дефектолог Фехретдинова И. А. МАДОУ «Детский.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возраста Данное пособие изготовлено с целью познавательного развития у детей представлений о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, классификация овощи-фрукты,.

Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия»Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия» Разработка многофункционального дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Кольца Луллия». По речевому и познавательному развитию.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптивная речь педагога как средство дидактического коммуникативного воздействия на детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 11:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД