Ольга Исаенко
Занятие по решению арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Арифметическая задача как эффективное средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Освоение детьми простых умений сравнивать, считать, вычислять осуществляется в активной практической деятельности.
Игровой сюжет привлекает детей, повышается их познавательная активность. Этот процесс наиболее эффективен в условиях доступной пониманию ребенка ситуации с включенными в них познавательными задачами, требующими счета, сравнения..
Публикация «Занятие по решению арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Результативны занятия с использованием наглядного материала (счетных
и цифровых карточек, моделей, схем) и литературного материала (загадок, считалок, стихов). Это делает занятие интересным, занимательным по своему
характеру.
Решение арифметических задач способствует развитию у детей способностей к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, соотношений между числами и цифрами.
Занятие эффективно тогда, когда интересно детям.
Цель занятия :
В игровой форме учить детей старшего дошкольного возраста составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 20 на наглядной основе. Учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=». Упражнять в увеличении числа на единицу. Познакомить детей со структурой задачи : ввести в речь детей такие слова, как «задача, условие задачи, вопрос,ответ». Сравнивать группы предметов по величине, используя знаки > < =.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :
– Счетный материал;
– карточки с цифрами и знаками;
– дидактические картинки;
– сюжетные картинки;
– литературный материал с математическим содержанием;
– игровые атрибуты (Лесовичок, Ежик, Белочка, Лисичка, сундучок). Ход занятия :
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие вместе с нашим старым знакомым Лесовичком. Он сообщил мне, что в конце путешествия мы придем к волшебному сундучку, в котором вас ожидает сюрприз. Наш путь будет проходить через необыкновенный лес, в котором вас ожидает много препятствий. Но я уверена, что вы с ними справитесь. И так в путь!В начале вы должны выбрать дорогу, по которой мы отправимся в наше путешествие. Перед вами четыре дорожки, в начале которых выложены примеры. Лесовичок задумал число. Если это число увеличить на 1, то получится 9. Что это за число? Правильно,8. Теперь вы должны выбрать ту дорожку, где в ответе получается задуманное число.
Далее наш путь проходит через мостик. Обратите внимание,что не все дощечки на мостике имеют свой номер, ваша задача-вставить недостающие цифры на пустые дощечки.
Молодцы ребята! А теперь мы с вами подошли к сказочному лесу. Я думаю, что нас ждет много интересных встреч здесь. Смотрите, перед нами непроходимый лес. Лесовичок мне подсказывает,что если вы правильно составите числовую цепочку, мы с вами легко преодолеем эту преграду
А теперь скорей считай-
Отнимай и прибавляй.
На елке, где ответа нет,
Поскорей поставь ответ.
Вы очень хорошо справились и с этим препятствием. Идем дальше!
Ребята, а Лесовичок хочет вам загадку загадать. Давайте угадаем, кто же приготовил нам следующее испытание.
Лесовичок: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
На нем иголок много,
А нитки- ни одной. (---)
Ежик: Ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобрать грибы в две корзинки- одну для меня с цифрой 7, а другую- для бабушки с цифрой 8. На шляпках грибов вы видите примеры. Сосчитайте и соберите грибочки в корзиночки.
Ежик: Спасибо вам, ребята! Без вас я бы до вечера не управился. Счастливого вам пути!
Воспитатель: Ну вот мы вышли на полянку. Лесовичок предлагает нам устроить небольшой привал.
Физкультминутка: Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше,выше потянитесь,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели- встали, сели- встали
И на месте побежали.
Лесовичок: Ребята, здесь рядышком живет моя старая знакомая-Лисичка. Пока мы отдыхали,. Она приготовила для вас задачки-загадки.
Лисичка: Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы осенью в школу собрались. А задачки вы умеете решать? Давайте проверим!
Дарит бабушка-лисица Белка сушит на веревке
Трем внучатам рукавицы: Два гриба и три морковки.
«Это вам на зиму, внуки, Прибежал хорек, утащил грибок.
Рукавичек по две штуки. Съел зайчонок две морковки.
Берегите, не теряйте. Что осталось на веревке?
Сколько всех, пересчитайте!»
Шесть веселых медвежат Раз к зайчонку на обед
За малиной в лес спешат. Прискакал дружок-сосед.
Но один малыш устал, На пенек зайчата сели
От товарищей отстал. И по пять морковок съели.
А теперь ответ найди: Кто считать, ребята, ловок?
Сколько мишек впереди? Сколько съедено морковок?
Еж спросил ежа-соседа: Три бельчонка маму-белку
Ты откуда, непоседа? Ждали около дупла.
-Запасаюсь я к зиме. Им на завтрак мама-белка
Видишь яблоки на мне! Девять шишек принесла.
Собираю их в лесу. Разделила на троих.
Шесть отнес, а три несу. Сколько каждому из них?
Призадумался сосед:
Это много или нет?
Лисичка: Да, теперь я вижу, что вы действительно готовы идти в школу. Счастливого пути!
Воспитатель: Ну что, ребята, пора в путь!
Ой, посмотрите, а кто это там на веточке притаился, задумался?
Лесовичок: Да это же Белочка! О чем задумалась, Белочка?
Белочка: Да вот, собрала я сегодня желуди и повесила их на две веревочки сушить. А теперь не могу сосчитать, сколько их всего? Ребята, помогите!
Лесовичок: Конечно, Белочка! Ребята сейчас помогут решить тебе эту задачку. Они даже могут «записать» ее с помощью карточек. (Дети выкладывают решение задачи).
Белочка: Большое спасибо!В добрый путь!
Лесовичок: Ребята, посмотрите, кто-то на пенечке оставил конверт, а в нем картинки и письмо. В письме просьба помочь придумать задачки по картинкам. И подпись-ваш друг.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему неизвестному другу. Посмотрите на картинки и подумайте, что могло здесь произойти. А потом задайте вопрос.
А теперь давайте сложим все обратно в конверт и оставим здесь на пенечке.
Птичка с ветке: Спасибо вам, ребята! Я все запомнила. В добрый путь!
Лесовичок: Вот подходит к концу наше путешествие. И последнее испытание. Давайте выберем четырех человек, желающих поучаствовать в этом испытании.
1- кладет любое количество предметов (фигурок)
2- кладет свое количество других предметов (фигурок)
3- сравнивает, ставит знак ><=.
4- считает на сколько больше или меньше.
Лесовичок: Молодцы! Смотрите, ребята!
Вот волшебный сундучок.
А на нем висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри!
Детям даются листочки бумаги в клеточку и проводится игра «Нарисуй по клеточкам».
5- вверх, 1-влево, 3-вверх, 3-вправо, 3-вниз, 1-влево, 2-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 2-влево.
Воспитатель: Давайте посмотрим, подходят ли наши ключики к этому замочку? (проверяются работы детей).
Лесовичок: Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы прекрасно справились со всеми испытаниями и получайте заслуженный сюрприз! А сейчас мне пора возвращаться домой. До новых встреч!