МААМ-картинки

Арт-терапия как средство профилактики психоэмоционального напряжения у педагогов

оксана твердохлебова
Арт-терапия как средство профилактики психоэмоционального напряжения у педагогов

Добрый день, уважаемые коллеги!

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой, так как повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно – психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность.

Публикация «Арт-терапия как средство профилактики психоэмоционального напряжения у педагогов» размещена в разделах

По словам В. А. Сухомлинского, педагог – это «работа сердца и нервов», в которой ежечасно расходуются огромные душевные силы. Умение владеть собой, держать себя в руках является непременным условием успешной педагогической деятельности.

Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях преодолевать вспышки недовольства, отчаянья, несогласия, постоянно концентрировать внимание и уровень ответственности за жизнь и здоровье детей, что отрицательно сказывается на физическом самочувствии и проявляется сначала в нервозности, раздражительности, усталости, а в дальнейшем -разного рода недомоганиях и заболеваниях неврогенного характера.

Наблюдения показывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Было выявлено, что факторами, влияющими на негативное психоэмоциональное состояние педагогов, являются:

1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние психоэмоционального состояния проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление психоэмоционального напряжения является невысоким (7-10%).

2. Частота проявления эмоционального дискомфорта в течение года:

– 56% педагогов испытывают данное состояние 1– 2 раза в год;

– 34% – 4 и более раз в год;

– 10% – не испытывают вообще.

Наиболее остро состояние психоэмоционального дискомфорта педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности.

Таким образом, причинами возникновения состояний психоэмоционального напряжения в педагогической деятельности являются:

1. Высокая эмоциональная включенность в работу.

2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).

3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.

4. Организационные моменты педагогической деятельности : нагрузка, моральное и материальное стимулирование.

5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.

6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Поэтому педагогам, работающим с различными категориями людей (детьми, родителями, администрацией) необходимо разделять профессиональную деятельность и частную жизнь. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Симптомы эмоциональных перегрузок могут быть облегчены, когда люди участвуют в мероприятиях, полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой.

В связи с вышесказанным, необходимо использовать комплекс мероприятий по сохранению психического здоровья педагогов и профилактике психоэмоционального напряжения у педагогов образовательной организации.

Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт - терапия, т. е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Арт - терапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. По заключениям ученых, после занятий арт - терапией позитивно изменяются состав крови, общее состояние организма и психики взрослого, загруженного бременем проблем. Все просто, доступно и не требует от вас особенных затрат времени или денег. Но при этом практика работает! Арт - терапия может быть как основным, так и вспомогательным методом терапии. Она основана на следующих механизмах воздействия: искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через повторное моделирование.

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт – терапие й обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Творчество всегда было средством преодоления страха, возникшего в связи с каким-либо внутренним конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит человеку удовольствие. Она позволяет «выпустить пар» — дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

Мы не всегда можем справиться с проблемой, но можем перепрограмировать ситуацию, и тогда наш обидчик получит по заслугам, а наша работа будет оценена по достоинству. Если картинки вас чем-то смущают, пишите сказки. Возможно, вы не задумывались, но в них авторы часто решали свои проблемы — боролись с одиночеством, мстили противникам и находили любовь и понимание.

В основном арт - терапия базируется на изобразительном искусстве, но существуют и другие ее разновидности. Например, музыко-, сказко-, телесно ориентированная терапия и др. Они также эффективны, но самая популярная сегодня — именно изобразительная. Она помогает прийти в себя, расслабиться и обрести внутреннее равновесие.

Методика не отличается особой сложностью. Чтобы лечить душевные раны искусством, вам необязательно идти к врачу. Выплескивать эмоции на рисунки можно и в домашних условиях.

Она позволяет освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. Главное для каждого педагога — разрешить себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Цель работы — улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к своей профессии.

Арт - терапия — один из грамотно организованных методов методической работы в ДОУ, а это залог успешной деятельности всего педагогического коллектива. Большое значение при этом имеет использование новых и интересных форм. Это может быть «Аукцион педагогических идей». Мастерские представляют собой небольшие группы (6—8 чел., где педагоги настраиваются друг на друга и получают как индивидуальную, так и групповую поддержку, что также служит терапевтическим моментом.

Каждая мастерская разрабатывается с учетом того, какой контингент педагогов будет присутствовать. Для нее составляются инструкции по проведению, положения для обязательного исполнения всеми, правила поведения в группе, открывающие и закрывающие рефлексии. Во время работы в арт - терапевтических группах или по другим формам работы по арт - терапии с педагогами происходят только позитивные трансформации.

Данный метод, помогающий педагогам работать в интерактивном стиле и передавать свои знания коллегам и детям, — очень интересная и полезная форма оздоровления души и тела. Он дает возможность раскрыть человека и познать себя; провести более точную расстановку кадров, снять напряжение, чувство страха, придает чувство уверенности в себе, свои силы, т. е. педагоги могут самостоятельно реабилитировать свое физическое и психическое здоровье.

Виды арт-терапевтических техник :

• Музыкотерапия

• Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;

• Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;

• Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;

• Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.

Музыкотерапия — контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы, психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыка — «лекарство», которое слушают и поют. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции: при раздражительности, утомлении, угнетенном состоянии, повышенной возбудимости. Тяжелый рок вызывает ряд стрессовых реакций.

Психотерапевты предполагают, что разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтических эффект:

— фортепиано снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

— скрипка, флейта — расслабляют;

— кларнет улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему.

Мы живем в цветном мире, и вибрации цвета ежедневно и ежечасно воздействуют на нас. Воздействие на нас оказывает и цвет, упоминаемый в литературных произведениях, стихах и песнях. Чтобы проиллюстрировать это, давайте присмотримся к палитре всем известных песен.

Я буду называть цвет, а вы должны назвать песни, в которых встречается этот цвет.

Красный.

Желтый.

Синий.

Зеленый.

Вы смогли убедиться, как музыка разного характера влияет на смену настроения, которое вы передали с помощью цвета.

Цветотерапия — излечение цветом. Издавна отмечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение — самый важный из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение.

Кто-то может воспринимать жизнь как череду черного и белого, для кого-то она расписана в серых тонах и полутонах. Редко бывает, что человек пробует воспринимать ее в разноцветном варианте. А ведь цвет — это неотъемлемая часть нашей жизни. Даже дальтоник видит цвета, пусть и путает их. И даже слепой, если конечно, он слеп не от рождения, вспоминает цвета и его настроение тоже зависит от цвета.

Нападает иногда, например, депрессия, и ничего не помогает. Человек начинает закрываться от мира, укутываться с ног до головы в черное и все глубже погружается в это состояние. А ведь стоило бы надеть оранжевое, на пару дней окружить себя этим цветом, как все вернулось бы на круги своя. Цвет уже давно используется для лечения нервных расстройств. Называется он, по-научному, «хромотерапия».

Цветотерапия — древнейшая наука. Еще в древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. Потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.

В современном мире цветотерапия — один из разделов психотерапии. Методов цветового воздействия великое множество. Это может быть и медитация на цвет, когда человек долгое время смотрит на определенную гамму. Эффект от цветомедитации мог ощутить любой, кто долго смотрел на оранжево-желтое пламя костра.

Цветотерапия может проводиться в виде цветорелаксации с помощью внушения психотерапевта. Человека погружают в легкий транс и воссоздают цветовую атмосферу, в которой пациенту комфортно.

Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией. Недаром существуют специальные фильмы для выхода из депрессии.

Применять ее можно не только с подачи и помощью специалистов, но и самостоятельно. Для этого необходимо лишь знать, какой цвет, каким действием на человека обладает.

Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуется носить желтое, если проблемы с сердцем — зеленое. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и здоровье и даже судьба человека.

Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте. Это мощное средство самовыражения, эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Некоторых техники изотерапии:

Марание: рисование ладнью, пальчами, кулаками.

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность педагога, приводит к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что взрослый «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает.

Штриховка, каракули

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа. Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний.

Акватушь

Техника проста, необычна. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес.

Выполняя работу, взрослый приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

«Кляксография» — довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется раздуванием капельки краски в разных направлениях.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития креативности, расширения сознания. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния.

Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, с другой - дает возможность идентифицировать себя с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности человека помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.

Выделяют несколько приемов работы над сказкой:

— рассказывание сказки по определенной проблеме;

— обсуждение;

— сочинение концовки;

— рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы);

—драматизация.

Песочная терапия, представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении взрослого, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта — композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии детей. В качестве материалов используются песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции на специальном подносе. После завершения работы с песком ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения ребенка, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т. д., фиксирует композицию на фото или слайд-пленку, подробно записывает рассказ ребенка. Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная идея расскажет нам о том, что является для ребенка наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится.

Все вышеупомянутые арт-терапевтические методики способствуют гармонизации личности педагога через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством, предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

Арт-терапия позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

развивает и усиливает внимание к чувствам;

усиливает ощущение собственной личностной ценности.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста»Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.

Игры на снижение психоэмоционального напряжения для дома и детского садаИгры на снижение психоэмоционального напряжения для дома и детского сада В настоящее время игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения непременно сопровождают процесс обучения, воспитания и развития.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

«Лягушонок». Снятие психоэмоционального напряжения на занятии по пластилинографии«Лягушонок». Снятие психоэмоционального напряжения на занятии по пластилинографии С утра у сонных дошколят всегда нет настроения, а воспитателям хотелось бы видеть улыбку на их лицах. И вот нашлось отличное решение такой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство профилактики психоэмоционального напряжения у педагогов
Опубликовано: 11 мая 2023 в 18:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД