Елена Устинова
Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад посёлка Солидарность Елецкого муниципального района
Выступление на заседании секции дошкольных работников в рамках
XV образовательного форума
«Инвестиции в образование – вклад в будущее» из опыта работы
«Арттерапия в работе психолога ДОУ»
Подготовила педагог – психолог
Устинова Елена Александровна
27.08.2019г
Публикация «Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ» размещена в разделах
Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу.
Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от психологических проблем.
Цели арттерапии
Проходя через систему арттерапевтических упражнений, осуществляется самопознание, самовыражение и самоанализ личности, что позволяет гармонизировать психическое состояние. Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.
Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:
* Раскрыть творческий потенциал человека, его таланты и способности.
* Наладить контакт между психологом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
* Помочь клиенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
* Помочь «человеку» социально адаптироваться.
* Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые «человек» не может или не хочет выразить привычным способом.
Задачи арттерапии
— Диагностика. С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.
— Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т. д.
— Развитие. Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.
— Удовлетворение эстетических потребностей. В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.
— Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.
Особенности работы с детьми
Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:
-преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
-развитие эмоциональной сферы ребенка;
-формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
-развитие мелкой моторики руки и высших психических функций : мышления, воображения, речи;
-раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
-формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.
- Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе.
Направления и методы
В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:
— Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;
Из своей практики могу вам порекомендовать один из видов – это «Отпечаток». Детям очень нравится данная технология. Мне она помогает вывести ребенка из стрессовой ситуации непринужденно, быстро, общаясь с ним, пока он рисует. Также я использую технику рисования цветным песком и работаю по технологии «Sand-art».
Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т. д. ;
Мы вместе с детьми создаем мандалы самостоятельно, но иногда используем готовые раскраски. Работа с мандалами помогает детям развивать усидчивость, концентрацию внимая, ритмичность, аккуратность и т. д.
Ещё я очень часто при работе с детьми более младшего возраста использую такую технику как «Кляксография». Маленькие дети с удовольствием «марают» бумагу разными цветами красок просто получая удовольствие от своих действий. После этого мы находим сходство с определенным образом и с моей помощью дорисовываем.
- Музыкотерапия – направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Так, человеку могут предложить прослушать готовую музыку, проиграть ее, или же создать собственные ритмы;
На своих занятиях я всегда применяю музыку, будь то рисование, игра, простое общение.
- Для снятия психологического напряжения целесообразно использовать такие музыкальные произведения как «Сладкие грёзы» П. И. Чайковского, «Грустный вальс» Я,Сибелиуса, «Фантазия экспромт» Ф. Шопена, «Аве – Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л. Бетховена и др.
- При переутомлении и нервном истощении рекомендуются такие произведения как «Утро» Э. Грига, «Полоне» М. К. Огинского.
- При угнетённом, меланхолическом настроении –
«К радости» Л. Бетховена, «Аве – Мария» Ф. Шуберта.
- При выраженной раздражительности, гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.
- При снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси.
- Песочная терапия – терапевтическая работа с использованием потенциала песка. Клиент создает картины, проигрывает сюжеты в психологической песочнице;
Я использую технику рисования цветным песком и работаю по технологии «Sand-art». Кроме этого у меня есть Юнгианская песочница, которая является источником диагностики того состояния, в котором сейчас находится ребенок. И кинетический песок, при помощи которого нам удается снимать напряжение, развивать внимательность, аккуратность, усидчивость.
— МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;
— Сказкотерапия – терапия с помощью метафоры в сказках, легендах, мифах. Клиенту предлагается прочесть и проанализировать готовую сказку, переписать ее часть, или сочинить свою сказку под запрос;
Алгоритм Создания психокоррекционной сказки.
1. Подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы усугубляем ситуацию, подталкивая героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; и через сказочные события видит ситуацию с разных сторон, альтернативные модели поведения, позитивный смысл в происходящем.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
— Тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;
— Библиотерапия – целебное воздействие чтением или другой формой работы с текстом. Здесь человек читает знакомые и незнакомые тексты, выбирает значимые для него слова, составляет послания из этих слов и т. д. ;
— Куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;
- Коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;
— Кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей;
— Фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;
- Игротерапия, маскотерапия. Очень часто на своих занятиях я обьединяю эти два вида арттерапии. И мы проигрываем различные ситуации при помощи масок. Детям очень нравится «входить» в образ, который они выбирают. Тут «уходят» зажатость, стеснительность, дети становятся более открытыми и раскрепощенными.
— Тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.
Мне очень нравится работать с детьми при помощи арттерапевтических техник. Все время ищу что-то новое, интересное, захватывающее, чтобы помочь маленькому человечку избежать стресса, победить страх, наладить взаимоотношения со сверстниками.