Приложение МААМ

Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ

Елена Устинова
Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад посёлка Солидарность Елецкого муниципального района

Выступление на заседании секции дошкольных работников в рамках

XV образовательного форума

«Инвестиции в образование – вклад в будущее» из опыта работы

«Арттерапия в работе психолога ДОУ»

Подготовила педагог – психолог

Устинова Елена Александровна

27.08.2019г

Публикация «Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ» размещена в разделах

Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу.

Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от психологических проблем.

Цели арттерапии

Проходя через систему арттерапевтических упражнений, осуществляется самопознание, самовыражение и самоанализ личности, что позволяет гармонизировать психическое состояние. Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.

Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:

* Раскрыть творческий потенциал человека, его таланты и способности.

* Наладить контакт между психологом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.

* Помочь клиенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.

* Помочь «человеку» социально адаптироваться.

* Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые «человек» не может или не хочет выразить привычным способом.

Задачи арттерапии

— Диагностика. С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.

— Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т. д.

— Развитие. Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

— Удовлетворение эстетических потребностей. В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Особенности работы с детьми

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

-преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;

-развитие эмоциональной сферы ребенка;

-формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;

-развитие мелкой моторики руки и высших психических функций : мышления, воображения, речи;

-раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;

-формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

- Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе.

Направления и методы

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

— Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;

Из своей практики могу вам порекомендовать один из видов – это «Отпечаток». Детям очень нравится данная технология. Мне она помогает вывести ребенка из стрессовой ситуации непринужденно, быстро, общаясь с ним, пока он рисует. Также я использую технику рисования цветным песком и работаю по технологии «Sand-art».

Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т. д. ;

Мы вместе с детьми создаем мандалы самостоятельно, но иногда используем готовые раскраски. Работа с мандалами помогает детям развивать усидчивость, концентрацию внимая, ритмичность, аккуратность и т. д.

Ещё я очень часто при работе с детьми более младшего возраста использую такую технику как «Кляксография». Маленькие дети с удовольствием «марают» бумагу разными цветами красок просто получая удовольствие от своих действий. После этого мы находим сходство с определенным образом и с моей помощью дорисовываем.

- Музыкотерапия – направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Так, человеку могут предложить прослушать готовую музыку, проиграть ее, или же создать собственные ритмы;

На своих занятиях я всегда применяю музыку, будь то рисование, игра, простое общение.

- Для снятия психологического напряжения целесообразно использовать такие музыкальные произведения как «Сладкие грёзы» П. И. Чайковского, «Грустный вальс» Я,Сибелиуса, «Фантазия экспромт» Ф. Шопена, «Аве – Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л. Бетховена и др.

- При переутомлении и нервном истощении рекомендуются такие произведения как «Утро» Э. Грига, «Полоне» М. К. Огинского.

- При угнетённом, меланхолическом настроении –

«К радости» Л. Бетховена, «Аве – Мария» Ф. Шуберта.

- При выраженной раздражительности, гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.

- При снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси.

- Песочная терапия – терапевтическая работа с использованием потенциала песка. Клиент создает картины, проигрывает сюжеты в психологической песочнице;

Я использую технику рисования цветным песком и работаю по технологии «Sand-art». Кроме этого у меня есть Юнгианская песочница, которая является источником диагностики того состояния, в котором сейчас находится ребенок. И кинетический песок, при помощи которого нам удается снимать напряжение, развивать внимательность, аккуратность, усидчивость.

— МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;

— Сказкотерапия – терапия с помощью метафоры в сказках, легендах, мифах. Клиенту предлагается прочесть и проанализировать готовую сказку, переписать ее часть, или сочинить свою сказку под запрос;

Алгоритм Создания психокоррекционной сказки.

1. Подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы усугубляем ситуацию, подталкивая героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; и через сказочные события видит ситуацию с разных сторон, альтернативные модели поведения, позитивный смысл в происходящем.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

— Тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;

— Библиотерапия – целебное воздействие чтением или другой формой работы с текстом. Здесь человек читает знакомые и незнакомые тексты, выбирает значимые для него слова, составляет послания из этих слов и т. д. ;

— Куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;

- Коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;

— Кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей;

— Фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;

- Игротерапия, маскотерапия. Очень часто на своих занятиях я обьединяю эти два вида арттерапии. И мы проигрываем различные ситуации при помощи масок. Детям очень нравится «входить» в образ, который они выбирают. Тут «уходят» зажатость, стеснительность, дети становятся более открытыми и раскрепощенными.

— Тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.

Мне очень нравится работать с детьми при помощи арттерапевтических техник. Все время ищу что-то новое, интересное, захватывающее, чтобы помочь маленькому человечку избежать стресса, победить страх, наладить взаимоотношения со сверстниками.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Участие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУУчастие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУ В нашем детском саду прошла неделя экологии, основными задачами которой являлись следующие: - формирование основ экологического мировоззрения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ
Опубликовано: 23 августа 2022 в 09:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арттерапия в работе педагога — психолога ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Устинова (УИ 2965162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД