Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие на Север»

Виктория Георгиевна Ястребова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие на Север»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе.

Тема: «Путешествие на север».

Цель: Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

Задачи:

- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

- закрепить знание детей о своей стране – России.

- обогащать словарный запас за счет слов чум, нарты, тундра, развивать мышление, память, речь, внимание.

- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

- привлекать детей к участию в совместно с воспитателем, рассказыванию произведений народов Севера.

Материал к занятию: Фотографии Севера, гимнастические палки, скотч, кусочки ткани.

Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде, транспорте, тундре. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведения: «Айога».

Рисование: «Северное сияние»

Аппликация: «Узоры Севера»

Возраст: 5-6 лет.

Ход занятия.

Дети сидят на ковре.

Педагог: - Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: - Да.

Педагог: - На чем можно путешествовать?

Дети: - На поезде, на машине, пешком, на самолете.

Педагог: - А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?

Дети: - На самолете. (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответом).

Педагог: - Почему?

Дети: - Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится до места.

Педагог: - Как думаете, для чего люди отправляются в путешествия? Куда бы вы хотели отправиться в путешествия?

Дети: - Чтобы посмотреть много стран… По России…

Педагог:

- «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В. Степанов)

Педагог: - Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы населяющие Россию, дружные.

- Скажите, пожалуйста, где мы с вами живем?

Дети: - На севере; в Нарьян-Маре.

Педагог: - Сейчас всех прошу пройти в самолет «Северный дом»

Но на борт самолета мы сможем войти, если ответим на следующие вопросы.

1. север какой? (суровый, красивый край)

2. погода какая? (морозная, холодная, студеная)

3. пурга что делает? (заметает, воет, бушует)

4. северное сияние какое? (красивое, сказочное, разноцветное)

5. олень какой? (красивый, добрый, смелый)

6. песец какой? (белый, маленький, красивый)

7. тундра какая? (безлесная, снежная, красивая)

8. зимой ночь какая? (полярная)

9. где мы с вами живём? (на севере)

10. на чём коренные жители передвигаются по тундре? (на нартах)

11. какие животные живут на Севере? (заяц, волк, песец, олень, лиса)

12. что едят олени? (ягель, мох)

Педагог: - Все прошли, садитесь поудобнее, нас ждет с вами интересный полет.

Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом.

Педагог: - Уважаемые пассажиры, мы очень рады вас видеть на нашем борту «Северный дом», капитан нашего лайнера - Кирилл и борт - проводник - Илья желают вам приятного полета.

Илья: - Пристегните ремни, приятного полета. Наш курс - Север.

Кирилл: - Даю отсчет 10, 9, 8, 7…. пуск… полетели.

Педагог: - Уважаемые пассажиры чтобы вы не скучали в пути, предлагаю послушать ненецкие пословицы:

1. Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.

2. Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

3. Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

4. Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

5. Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.

6. О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.

7. Я слышал стук копыт, значит по тундре кто-то спешит.

8. Гагара на воде кричит – дождь накликает.

9. Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.

10. Около луны звезда народилась – потеплеет.

11. Звёзды сильно блестят – к близкому теплу.

12. Много грибов – много белок будет.

13. Солнце красные рукавицы надело – сильно похолодает

14. Собаки воют - волки близко.

15. Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.

Илья: - Мы прибыли на конечный пункт - Север.

Педагог: - Как много снега, как весна долго шагает до нас. Это тундра - снежная равнина. Давайте посмотрим какой лес, и какая тундра. (2 фотографии на сравнении леса и тундры зимой-весной)

-Как называется дом у северных людей, которые живут в тундре? Из чего он сделан?

Дети: - Чум; а сделан он из жердей и шкуры оленя.

Педагог: - Давайте, разделимся на команды.

Игра «Кто быстрее построит чум»

-Сейчас вы будете строить чум, только не из жердей, а из палок.

(Командам раздаётся по пять гимнастических палок, кусок ткани, чтобы чум укрыть сверху, и по мотку скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью-чум будет готов).

-Вот какой дом, который согреет своим теплом.

Педагог: - Кого северные люди берегут? кто им так важен?

Дети: - Оленей

Педагог: - Правильно. Ведь олень служит как транспорт во все времена года. Северные сани называются нартами. Они бывают грузовые и легковые. Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.

-Чем занимаются ненцы в тундре?

Дети: - Ловят рыбу, собирают ягоды, шьют одежду, ходят на охоту…

Педагог: - Основное занятие жителей Севера - оленеводство, рыболовство, охота.

-На кого охотятся северные жители?

Дети: - На лису, песца, куропатку…

Педагог: - Для ловли куропатки используют специальные сети - «силки».

Педагог: - Вот и пришел конец нашему путешествию, что нового вы узнали?

- Пора нам возвращаться в группу. Пойдемте, к нашему самолету, он нас совсем заждался.

«Садятся в самолет».

Педагог: - Чтобы обратный путь у нас был не долгим давайте, поиграем:

1. Как называется дом жителей тундры

Изба, яранга, чум, шалаш.

2. Транспорт для передвижения по тундре

Лошади, медведи, олени, собаки.

3. Сани для езды на оленях

Телега, нарты, тачка.

4. Чем занимаются жители севера

Охота, рыбалка, выращивают овощи, разводят коров, оленеводство.

5. Какие животные живут в тундре

Олень, песец, белка, лиса, волк, лошадь, лось, осел, медведь.

Кирилл: - Наш самолет прилетел на конечный пункт. Всем спасибо за внимания. Всего доброго!

Педагог: - Ребята вам понравилось путешествовать?

Дети: - Да, очень.

Педагог: - До новых встреч.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космическое путешествие» Цель: формирование у детей представлений о Солнечной системе. Задачи: 1) формировать первоначальные представления о планетах Солнечной.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наступила осень» Цели: Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Дать представление о труде в природе осенью. Побуждать сравнивать свои.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Путешествие во времена года» Цель: дать детям представление о временах года. Задачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира; 2) активизировать познавательную.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие на телевидение» Программное содержание: Научить квалифицировать животных по месту жительства, по питанию; знать общие отличия животных. Закрепить знания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Насекомые» Цель: уточнение знаний о характерных особенностях насекомых, об их пользе и вреде, об условиях жизни. Задачи: 1. Обобщить представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Одежда» Цель: расширение знаний и представлений об одежде. Задачи: 1. Уточнить знание детей о деталях одежды. 2. Учить группировать одежду по сезонному.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Овощи» Цель: закрепление знаний об овощах. Задачи: 1. Формировать представления детей об овощах, о месте их прорастания. 2. Закрепить умение описывать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Моя малая Родина». Цель: расширить знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях; познакомить детей с флагом и гербом нашего города; прививать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебные сапожки» Цель: формирование умения классифицировать обувь в зависимости от материала, группировать по функциональному признаку. Развитие умения придумывать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воздух вокруг нас» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Задачи: • уточнить.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие на Север»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 22:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект логопедического занятия «Звук [И], буква И»
Конспект логопедического занятия «Звук И, буква И». Цель: Создание условий для закрепления правильного произношения звука [И], знакомство с буквой И....
Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида
Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Вид проекта: познавательно-исследовательский , творческо-информационный Участники...
Советы родителям «Учимся наблюдать за изменения в природе. Октябрь»
Во время прогулки обратите внимание малыша на то, что не слышно птичьего пения. Лишь изредка можно услышать чириканье воробья или воронье карканье....
Фотоотчёт «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек». Часть 11 — «Ели в разных стилях»
Мы живём в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели представляет себе большинство людей. Красота - это что-то...
План-конспект НОД по аппликации в средней группе «В магазин привезли красивые пирамидки»
План-конспект НОД по аппликации Тема: «В магазин привезли красивые пирамидки» Цель: учить детей правильно держать ножницы на руках во время работы; учить...