Елена Боровая
Конспект занятия в старшей группе «Береза-белая подруга»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 72»
«Береза – белая подруга…»
(конспект занятия в старшей группе)
Составила – воспитатель
Боровая Елена Анатольевна.
г. Березники, 2021 г.
Вид: познание.
Тип: интегрированное.
Тема: «Береза – белая подруга…».
Цель: отразить образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке.
Задачи:
Образовательные.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Береза-белая подруга“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Учить находить сходство между образом человека и березы.
Развивающие.
Развивать у детей умение определять настроение березы – женщины, березы девушки во все времена года, подбирая прилагательные, сравнения, образные выражения, поэтические строки.
Воспитательные.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству.
Демонстрационный материал: фонограмма русской народной песни «Во поле береза стояла». Иллюстрации к картинам: И. Левитана «Золотая осень», «Березовая роща», И. Остроухова «Первая зелень», И. Грабаря «Февральская лазурь», Е. Волкова «Октябрь».
Предварительная работа:
- Чтение рассказа И. Соколова Микитова «Береза»,
- стихотворения С. Есенина «Белая береза;
- рассматривание репродукций картин (И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», В. Бакмеев «Голубая весна», А. Рылов «Зеленый шум», К. Юон «Русская зима», И. Грабарь «Февральская лазурь», Е. Волков «Октябрь»)
Ход:
Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле береза стояла». Девочки в сарафанах, имитирующих ствол березы, исполняют хоровод «Березка»
Воспитатель:
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки, золото сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой,
Ветер пряди шевелит
Заплетать их не велит.
Из всех деревьев русского леса всех милее наша береза. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клен добрым молодцем. А в кого бы превратилась береза?
Предполагаемые ответы детей: девушку, женщину.
Воспитатель:
О, тонкая береза, что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы – ветви
Ты лунный гребешок?
Так образно описывает в своих стихотворениях березу С. Есенин.
Наш зал (группа) украшен иллюстрациями картин русских художников, воспевающих русскую березу. Давайте подойдем к ним и ещё раз рассмотрим. Что мы здесь видим?
Предполагаемые ответы детей: березы, березовые рощи.
Воспитатель: Одинаково ли изображены березы на всех картинах?
Предполагаемые ответы детей: Нет, здесь березовые рощи зимой, осенью, весной и летом.
Воспитатель: Подберите образные слова и опишите, какие березы зимой?
Предполагаемые ответы детей: Заснеженные, запорошенные, русоволосые.
Воспитатель:
А вот как описывает зимнюю березу поэт С. Есенин.
Читает ребенок:
«Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках, снежною каймой.
Распустились кисти белой бахромой».
Воспитатель:
Опишите березки весной, но не забывайте, что мы описываем девушку, русскую красавицу.
Предполагаемые ответы детей: березка весной кудрявые, стройные, гибкие, зеленоглазые, белолицые, зелено косые.
Воспитатель: Вот как образно описывает весеннюю березку С. Есенин
«Зелено косая, в юбчонке белой.
Как девушка – тонка,
Стройная березка белая.
А сейчас я опишу березку, а вы подойдите к той картине, где увидите такую.
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей
Вся в белое платье одета
Встречает горячее лето.
Дети выбирают иллюстрацию картины И. Левитана «Березовая роща».
Воспитатель: Почему вы выбрали эту картину?
Предполагаемые ответы детей: ствол у березы белый, как платье у девушки. Береза зелено косая, потому что ветки похожи на длинные косы.
Воспитатель: А что можно сказать о молоденьких березках?
Предполагаемые ответы детей: Березки тоненькие, стройные, резвые, кудрявые похожие на маленьких девочек.
Воспитатель: Давайте опишем, какие березки бывают осенью. Вам помогут об этом рассказать иллюстрации картин художников Е. Волкова «Октябрь» и И. Левитана «Золотая осень». Как вы думаете, одинаковое ли настроение у наших девушек – березок на этих картинах.
Предполагаемые ответы детей: На картине «Золотая осень» березки нарядные, златокудрые, водят хоровод, бусы из золотых листочков – сердечек.
Воспитатель: Вот как красочно в своем стихотворении описал осенние березы поэт Найденова
«Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
А как березы в октябре?
Предполагаемые ответы детей: Грустные, они сбросили свой наряд, им холодно, они ждут зимы.
Воспитатель:
-Художники, поэты, композиторы всегда воспевали образ русской красавицы березы. Читает ребенок:
«Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в кармашках…
Люблю её нарядную
Родную, ненаглядную
(А Прокофьев)
Воспитатель:- Вот так ярко и красиво описали художники русскую березу в разные времена года. А какая березка, в какое время года вам понравилась? Почему?
Предполагаемые ответы детей: Осенняя – потому что красивая, яркая, златокудрая. Зимняя – серебристая, белолицая. Весенняя – стройная, как девушка.
Воспитатель:- А мне нравятся все березки, потому что они все для меня красивые, необычные, похожие на русских красавиц женщин, девушек, девочек.
Сегодня мы любовались картинами художников воспевающих русскую березку, а завтра вы сами будете художниками, нарисуете ту березку, которая вам больше нравится. Воспитатель хвалит детей за активность, благодарит, угощает детей золотыми, сладкими листочками – медальками.