Валентина Бурухина
«Биоэнергопластика в работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
на тему:
«Биоэнергопластика в работе учителя-логопеда»
Выполнила Бурухина В. И.
Учитель – логопед МАОУ
«Начальная школа – детский сад № 15»
2017г.
Актуальность.
Публикация «„Биоэнергопластика в работе логопеда“» размещена в разделах
Увеличение количества детей с ОВЗ и детей с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства на современном этапе. Специальными исследованиями Кольцовой М. М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей. В условиях инклюзивного образования активным методом, обладающим стимулирующим эффектом при тренировке тонких движений пальцев обладает биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Применение биоэнергопластики в работе логопеда способствует :
- Укреплению мышцы языка, губ.
- Развитию гибкости отдельных частей речевого аппарата.
- Формированию координации движений мелкой моторики.
- Созданию предпосылок к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.
- Усилению импульсов, идущих к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
- Активизации интеллектуальной деятельности.
Цели опыта.
1. Укрепление и подготовка речевого аппарата детей к постановке звуков;
2. Увеличение результативности коррекционно-развивающей работы;
Задачи опыта.
1. Совершенствовать чувство ритма и координации движений рук.
3. Развивать артикуляционный аппарат.
4. Развивать самоконтроль, зрительное и слуховое внимание.
Описание технологии опыта.
Коррекционная работа с применением биоэнергопластики предполагает 5 этапов, включающие различные системы упражнений:
I этап – диагностический (определение начальных сохранных способностей).
Упражнения подбираются после тщательного обследования звукопроизношения, движений органов артикуляции и мелкой моторики общепринятыми в логопедии методами и приемами. В результате проведения диагностики у большинства детей отмечается нарушение пальцевой моторики, дискоординация движений органов артикуляции, нарушение кинестетических ощущений положения языка, губ.
II этап – подготовительный (пассивной работы).
Знакомство с артикуляционными органами. Выполнение гимнастики по традиционной методике с включением в упражнения ведущей руки логопеда. На данном этапе рука ребенка находится в пассивном состоянии, в упражнения не вовлекается.
III этап - основной (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и ведущей руки).
Артикуляционной гимнастики выполняется на основе формирования кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки ребенка. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 5-6, короткие стихотворные строки.
IV этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и неведущей руки).
Артикуляционные упражнения проводятся с использованием руки ребенка, которая не является ведущей. Так как дети на предыдущем этапе полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Продолжительность занятий примерно 2 недели.
V этап (формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и обеих рук).
Артикуляционная гимнастика проводится с использованием обеих рук ребенка. Продолжительность занятий от 5 до 7 недель. На данном этапе отрабатывается синхронность движений обеих рук и артикуляционных органов. Целью данного этапа является совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики, координации движений, внимания. На данном этапе возможен переход выполнения упражнений без опоры на зеркало. Такой прием закрепляет четкие кинестетические ощущения положения артикуляционных органов
Заключение.
Применение в логопедической работе артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной деятельности ребенка, способствует развитию произвольного внимания и повышению самоконтроля, что в дальнейшем вызывает положительный эффект на этапе автоматизации поставленных звуков.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям. Поддерживает положительный эмоциональный настрой логопеда и ребенка.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Биоэнергопластика – это одно из эффективных средств коррекции речи, помогающих в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста с ОВЗ и ТНР.