Папки-передвижки

Конспект занятий «Царство растений»

Татьяна Трушкина
Конспект занятий «Царство растений»

Задачи:

1. Образовательные – систематизировать представления детей о растениях на основе моделирования. Учить составлять рассказ – описание основываясь на схемы. Способствовать развитию представлений детей о растениях как живых существах. Закреплять знания детей о разных видах леса.

2. Развивающие – развивать умение использовать схемы в качестве плана - рассказа; доказывать свои суждения, опираясь на модели. Развивать познавательный интерес к природе. Способствовать развитию речи детей, активизации внимания, памяти.

Публикация «Конспект занятий „Царство растений“» размещена в разделах

3. Воспитательные – воспитывать осознанно – бережное отношение к природе; умение видеть красоту окружающего мира.

4. Здоровьесберегающие – смена видов деятельности.

Материал: схемы и модели, картина «Лес», плакат «Царство растени», заготовки растений, сделанных в стиле «оригами», деревянные предметы.

Предварительная работа:

Образовательная область «Речевое развитие».

А. Верзилина «Деревья в лесу», Н. Дмитриева «Кто охраняет поляну?», «Враги леса», Соколов – Микитов «Сосна», А. Фет «Печальная береза», Г. Скребицкий «Раненые деревья», А. Пришвин «Иван – чай».

Чтение пословиц о лесе.

Рассматривание репродукций художников: И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. И. Левитан «Березовая роща», В. М. Васнецов «Дубы»; предметных картинок с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, травянистых растений.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Опытно – исследовательская работа:

-рассматривание коры деревьев через лупу;

- тень деревьев в разные части суток;

- рассматривание гербария.

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»

Аппликация – «Деревья», «Ели», «Осенний пейзаж»

Оригами – «Береза», «Тополь», «Ель», «Тюльпаны», «Колокольчики».

Рисование – «Осеннее дерево», «Елочки», «Цветущая яблоня», «Ветка рябины», «Тюльпаны», «Одуванчики», «Цветы в вазе».

Образовательная область «Физическое развитие».

Физкультурно – оздоровительная работа:

- упражнения «Веточка», «Дерево»;

-бег между деревьями;

- игра – соревнование «Собери цветок»;

- подвижная игра «Найди свое дерево».

Словарная работа: ельник, бор, березняк, березовая роща, дубрава, осинник, хвойный, лиственный.

Организационный компонент:

- помещение подготовлено для занятия в соответствии с СанПиН ;

- возраст детей – 6 лет;

- время проведения занятия – 9.15 – 9.45;

- мебель расставлена рядами, освещение искусственное;

- помещение проветрено, в середине занятия проводится физкультминутка.

Мотивационный компонент: педагог загадывает детям загадки и предлагает поиграть в игру, используя карты – схемы.

Ход занятия.

Итак, сегодня мы поговорим об одном из «царств» природы – о растениях. В мире растений есть три государства. Какие? Угадайте сами:

- Много рук, а нога одна. (Дерево)

- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

- Правильно, эти загадки о деревьях. Значит первое государство в царстве растений - это государство деревьев. (Схематическое изображение дерева.)

- А вот загадка про второе государство:

- Я на дерево похож, но не дерево: у него один ствол, да большой, а у меня много, но маленьких. (Кустарник)

Значит второе государство в царстве растений - это кустарники. (Схематическое изображение кустарника.)

Следующая загадка:

- Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)

Третье государство – это государство травянистых растений. (Схематическое изображение травянистого растения.)

Давайте подумаем, почему в загадке говорится, что весной дерево веселит? (Весной на деревьях появляются зеленые листочки, и люди радуются зелени после долгой зимы.)

А как же дерево летом холодит? (В тени дерева прохладнее в жаркую, солнечную погоду.)

А как же оно осенью питает? (К осени на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды других деревьев, которыми питаются птицы и животные)

А что значит «зимой согревает»? (Зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло.)

- Какие деревья вы знаете? (Ответы детей с демонстрацией иллюстраций.)

- Какие кустарники вы знаете? (Ответы детей с демонстрацией иллюстраций.)

- Назовите травянистые растения. (Ответы детей с демонстрацией иллюстраций.)

- Дуб, береза, клен, липа, тополь, ива, рябина – это какие деревья? (Лиственные)

- А сосна, ель, лиственница? (Хвойные.)

- А сейчас мы поиграем в игру «Расскажи о своем зеленом друге»

Вы расскажете о любом дереве, которое вам нравится, используя карты – схемы. (Рассказы детей по схемам о ели, березе, рябине.)

- Молодцы, вы хорошо знаете своих друзей.

- Давайте поиграем с вами еще в одну игру. Она называется «Что есть у дерева?»

- У нас есть ноги. А у дерева? (Корни.)

- У нас есть руки. А у дерева? (Ветки.)

- У нас есть тело. А у дерева? (Ствол.)

- У нас есть кожа. А у дерева? (Кора.)

- У нас есть кровь. А у дерева? (Сок.)

- Вот видите, деревья так похожи на нас с вами. Можно сказать, что они живые? Докажите. (Дети доказывают, используя схемы – дышат, питаются, растут, размножаются)

- Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, лист, цветок). (Демонстрация схем).

- Каждая часть растения выполняет свою функцию. Расскажите, для чего нужны и что выполняют разные части растения.

Дети выставляют модель «функции органов живого»:

- Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит.

- Стебель дышит, удерживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения.

- Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит.

- Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

- А можно ли встретить все три государства в одном месте? Как оно называется?

- Верно, лес. (Показ иллюстрации)

- Как называется лес, если в нем растут одни ели? (Ельник, еловый)

- А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор)

- А если - только березы? (Березняк, березовая роща)

- А если лес состоит из дубов? (Дубрава)

- Из осин? (Осинник)

- Есть леса, в которых растут только ели, сосны – как они называются? (Хвойные)

- Как называется лес, в котором растут и хвойные деревья, и лиственные? (Смешанный.)

- А теперь давайте поговорим о том, зачем человеку нужны растения, какую пользу они приносят.

- Деревья – это строительный материал, топливо, бумага.

- Посмотрите вокруг себя и найдите те предметы, которые не могли бы появиться здесь, если бы не было растений.

- Вот эти игрушки, сувениры, музыкальные инструменты сделаны из дерева. (Показ поделок из дерева.)

- Плодовые деревья и кустарники дают нам вкусные фрукты и ягоды, в которых много витаминов.

- Большинство растений обладают лекарственными свойствами. Назовите лекарственные растения.

- Что было бы, если б на земле не было растений? (Без растений мы просто задохнулись бы.)

- Почему?

- Все растения на земле дышат тем воздухом, который выдыхают люди и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который мы называем кислородом и которым мы дышим.

- Зачем в городах люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? (Чтобы был чистым воздух.)

- А еще чем нам дорог лес?

- Лес - это дом для птиц и зверей. Не было бы леса – не было бы и их.

- Лес – наше богатство.

- Лес – воздух для легких, влага и тень.

- Лес – наш друг. Он, задерживая влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.

- Лес – кладовая, бесплатно, отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

- Лес – зеленый наряд нашей планеты. -

- Мы часто ходим в лес гулять, отдыхать. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить самому лесу – их дому. Давайте все вместе вспомним правила поведения в лесу.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ. (Показ моделей.)

1. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

2. Нельзя находясь в лесу, поднимать шум, включать на полную мощность музыку.

3. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

6. Ходить в лесу по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

7. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и

разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся

к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.

8. Не рвать паутину.

9. Не разорять муравейники. Муравьи - санитары леса.

10. Нельзя топтать мухоморы, для некоторых животных они являются пищей и лекарством.

11. Нельзя брать домой животных из леса.

12. Нельзя ловить птиц.

- Как люди заботятся о лесе.

- Охраняют от пожаров, расчищают, сажают новые деревья.

- Какие пословицы о лесе вы знаете.

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

4. Рощи да леса – всему свету краса.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода – брат и сестра.

7. Растения – Земли украшения.

8. Лес не школа, а всех учит.

9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

14. Возле леса жить – голодному не быть.

- У меня есть плакат «Царство растений». Мы его с вами сейчас заполним государствами. Какими? (Деревьев, кустарников, травянистых растений.)

У вас на столах лежит бумага, вы сейчас способом оригами сделаете деревья, кустарники, травы, и мы приклеим их на наше царство. (Дети выполняют работу по оригами.)

- Сегодня мы с вами убедились, что мир растений – удивительный мир. Среди растений человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой. А как легко дышится в тех местах, где много растений. И мы с вами должны беречь каждое дерево, каждую травинку. В руках человека красота и богатство родной Земли. Помните об этом.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в мир комнатных растений» Конспект занятия «Путешествие в мир комнатных растений». Цели: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приёмах ухода за ними. Воспитывать.

Конспект занятия «Царство растений» для детей 4–5 лет Цель: • Упорядочить и закрепить имеющиеся у детей знания о растениях луга. • Дать представление о развитии цветка с момента попадания семечка.

Конспект НОД «Полив комнатных растений» Конспект НОД: Познавательно исследовательская деятельность «Полив комнатных растений» Цель: Подвести детей к выводу о необходимости воды.

Конспект НОД «В царстве комнатных растений» Намсараева Я. Ц. воспитатель МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Цель: формировать элементарные представления детей о комнатных.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветами. Признаки растений»Конспект прогулки «Наблюдение за цветами. Признаки растений» Цель прогулки: Продолжать учить детей различать характерные признаки растений; воспитывать умение любоваться красотой цветов,видеть красоту.

Конспект занятия по экологии «Царство растений» для детей 4–5 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Конспект занятия.

Конспект занятия «Рыхление почвы комнатных растений» Группа: средняя Цель: учить детей рыхлить почву в горшках с цветами; Задачи: — способствовать учению детей пользоваться лопаточкой для.

Конспект занятия в старшей группе «Черенкование комнатных растений» Конспект занятия в старшей группе по теме: «Черенкование комнатных растений». Воспитатель Елена Петровна Меньшикова, город Крымск, краснодарский.

Конспект занятия «В царстве лекарственных растений» Цель: • Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. • Формировать умение собирать лекарственные.

Конспект НОД по познавательному развитию «Мир комнатных растений» ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. ЗАДАЧИ: Образовательная: Учить детей более полно описывать комнатные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятий «Царство растений»
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 18:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД