Наталья Степанюк
«Чудеса на песке». Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема: «Чудеса на песке»
Направление: художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Актуальность: Карл Густав Юнг говорил: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия».
Публикация «„Чудеса на песке“, Мастер-класс» размещена в разделах
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Самое главное, этот материал доступен практически каждому ребенку. Песочная терапия имеет потрясающий эффект:
- способствует развитию психических процессов, таких как память, внимание, речь, воображение, мышление;
- наблюдается положительная динамика в развитии образного мышления;
- позитивно влияет на эмоциональное состояние ребенка;
- способствует развитию мелкой моторики;
- способствует развитию детской самостоятельности и творчества.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Песок очень прост в использовании и не требует специальной подготовки. Но при этом ребенок развивается, раскрывается, становится творческой личностью.
Цели:
1. познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисования песком;
2. практическое освоение приемов песочной терапии и развивающих игр с песком.
Задачи:
- способствовать снятию напряжения, расслаблению;
-развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук;
-создавать интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру.
Оборудование: столы, кинетический песок, подносы, различные мелкие игрушки (корабли, декор (шишки, сухие листья, ветки, ракушки, камешки, бусинки, бросовый материал (одноразовые стаканчики, мерные ложечки, коктейльные трубочки).
Ход мастер – класса
1. На песке очень интересно рисовать.
Задание «Подуй».
Порисовать можно на сухом песке с помощью коктейльной трубочки, дуя в нее. Получаются очень красивые, необычные узоры.
2. Упражнение «Пишем на песке».
Эта игра подходит для детей, которые учатся считать, изучают алфавит. Можно тренироваться писать на песке цифры, буквы, слова, решать простые примеры. Выводить буквы и цифры пальчиком на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом.
3. «Картины на песке».
Для создания песочных мозаичных панно используется любой природный материал: камни, ветки, шишки, листья, перья, ракушки. Песочное панно выполняется на ровной поверхности песка. Песок сбрызгивается водой, обрамляется рамкой (рамка выкладывается из камешков, веток, листьев и так далее, которая и задает тон всей композиции. На сыром песке можно выкладывать силуэты животных, птиц, людей, а можно создавать и объемные композиции: насыпать холмики, втыкая в них прутики, шишки, выкладывать узоры ракушками, камешками и так далее.
4. «Морская картина».
Сейчас закроем глаза и перенесемся на морской берег. Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Ковер лети, к морю нас неси». Можно включить звуки моря.
В начале пересыпаем песок из одной ладошки в другую, чувствуем, как приятно нашим ладошкам. Это успокаивает и умиротворяет. Потом пересыпаем из правой руки на поверхность подноса, затем из левой руки. И двумя руками одновременно. Набираем в ладошки песка, и с разной высоты пробуем просыпать его на поднос, создавая горы в левом нижнем углу. Просто незабываемые ощущения!
При помощи пальчиков рисуем на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой коротенькие прямые линии. Потом одновременно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и мизинцами). Это начало нашей прекрасной морской картины.
-Нарисуем сначала лесенку, для того, чтобы подняться на гору.
-Затем рисуем солнышко в правом верхнем углу.
-На море плавают корабли. Разложим кораблики на поверхности подноса в горизонтальном положении. Теперь пальчиком нарисуем волны. Сейчас всеми пальчиками рисуем волны возле каждого корабля. Чего- то не хватает нашим кораблям. Как вы думаете, чего? (парус)
-Нарисуем паруса, незабываем, что паруса имеют наклонные прямые линии.
-В море растут еще водоросли. Нарисуем их указательным пальчиком, но не забываем, что водоросли растут снизу вверх, могут быть волнистыми и прямыми.
-Какое же море без морских обитателей. С помощью формочек сделаем их. Можно с каждым кораблем нарисовать дельфина, прорисовывая ему плавники, глаза. Какая красота получилась! Можно добавить декор – ракушки, различные цветные камешки.
-Вдруг на море подул ветер, образовался шторм и кораблики начало закручивать в водоворот, изображаем водоворот.
-Подул легкий ветерок, море успокоилось (рисование всей кистью руки).
Возвращаемся домой, но мы должны попрощаться с песком такими словами : «В ладошки наши посмотри – мудрее стали ведь они. Спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!».
Свойства песка несут в себе некую загадочность, таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и сухим – успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Взрослым – способствуют расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. Можно улучшить настроение. Песочная терапия делает нас ближе друг другу. Точно также помогает гармонизировать отношения в семье.
На самом деле неважно, что мы делаем, а важно в каком состоянии. Это один из принципов арт-терапии.
В заключение мастер-класса хочется процитировать слова философа Уильяма Блейна:
«В одном мгновении видеть вечность, огромный мир – в зерне песка, единой горсти – бесконечность и небо – в чашечке цветка».