Елена Чернышова
НОД по познавательному развитию с элементами экологии в подготовительной к школе группе «Чудеса природы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию с элементами экологии в подготовительной к школе группе
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
Публикация «НОД по познавательному развитию с элементами экологии в подготовительной к школе группе „Чудеса природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.
4. показать взаимосвязь и взаимодействие всего живого и неживого на Земле.
Развивающие :
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
4. развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
3. развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия других детей, способности социализации в большом коллективе.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, безопасность.
Технологии: игровые, экспериментирование, здоровьесберегающие (физкультминутка, мультимедийные (презентации, видеоматериалы.
Словарь: вулкан, лава, кратер, жерло, пемза.
Материалы и оборудование: Макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы
Оборудование для экспериментирования:
• макет горы вулканического происхождения, вода;
• прозрачная ваза с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.
Предварительная работа.
Изготовление макета горы вулканического происхождения.
Ход занятия Деятельность детей
Дети, давайте вспомним о природном явлении «Радуга», с которым мы познакомились на предыдущем занятии (ответы детей, слайд).
В: Что такое радуга? Но как же появляется радуга? Может, кто хочет поделиться с нами своими познаниями? (ответы детей) Луч солнца попадает на капли, зависшие в воздухе и распадаются на семь цветов. Какие это цвета? (слайд). Давайте вспомним фразу, которая помогает запомнить правильную последовательность цветов радуги. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В радуге всегда семь цветов, которые идут всегда в определенной последовательности. Можем ли мы сейчас увидеть радугу на небе? (ответы детей) Почему? Какие условия необходимы для того, чтобы увидеть радугу? Солнце, дождь, и мы должны стоять спиной к солнцу - А вы бы хотели увидеть радугу прямо сейчас? (ответы детей) Давайте подойдем к столам и проведем опыт.
Для нашего маленького чуда нам понадобится диск и фонарик
Опыт «Радужный диск». Возьмем диск направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную поверхность попадали лучи света от фонарика. Изменяем наклон диска, тогда мы сможем увидеть множество «радужных» узоров.
Вывод: свет отражается на зеркальной поверхности диска, как солнечный свет в капле воды. Поэтому мы можем увидеть «радужные узоры».
Я предлагаю вам отгадать следующую загадку.
У той немаленькой горы,
Характер тихий до поры,
Но может так случится-
Взорвется, задымится-(Вулкан)
А вы бы хотели узнать о новом для вас природном явлении «Вулкан»? Вот сейчас мы и отправимся к вулканам. В нашей стране более восьми тысяч вулканов, которые находятся в горах. Многие из них находятся на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке находится и самый большой в нашей стране вулкан – Ключевская сопка. Дорога предстоит нам дальняя, как и на чем быстрее всего нам туда добраться (ответы детей, мы будем добираться на самолете. (Дети закрывают глаза) Аэропорт, в который мы с вами прилетели, находится далеко от гор и мы отправляемся туда пешком, нам придется пройтись
Физминутка «Путешествие»
Мы идем цветущими лугами (обычная хоьба)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдет (ходьба по мешочкам с песком)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба между конусов)
Если встретятся коряги, под корягой проползем (пролезание под дугу)
Шаг за шагом, потихоньку (обычная ходьба)
К вулкану в гости попадем.
Легенда про вулкан
Жил на свете бог по имени Вулкан. (показ картинки Бога) И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает – со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть Вулканами.
Просмотр видеоролика о вулкане. На вид вулкан – это обычная гора. Внутри которой находится очень горячая жидкость – лава. И пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим. А как только вулкан просыпается, то он начинает извергаться. Сначала из глубины земли слышится гул, потом на поверхность начинает вытекать лава. Клубы дыма поднимаются в воздух. Вулкан, который проснулся, называется действующим. Он по форме напоминает конус или пирамиду. Верхняя часть напоминает яму или воронку - называется она кратер. Внутри него –жерло –дыра, уходящая глубоко в землю. Внутри которого находится лава. (рассматривание картинки, сравнение с воронкой). Во время извержения вулкана на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются газы, пары воды, иногда вылетают каменные глыбы, вулканическая пыль, тучи пепла. Ветер разносит пыль и пепел на огромные расстояния, застилая синеву неба. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, пожарами. Недаром вулканы называют огнедышащими горами. Они опасны для жизни людей.
Вопросы к детям:
Что находится внутри вулкана?
Какие бывают вулканы?
Что происходит, когда извергается вулкан?
Рассказ о том, какой вред приносят вулканы.
• Погибают люди;
• Города и села превращаются в груды пепла;
• Происходит загрязнение водоёмов и рек;
• Люди болеют из-за загрязненного воздуха;
• Похолодание климата (солнечные лучи не полностью проходят к земле –пепел в атмосфере)
• Большинство извержений сопровождается землетрясением.
• Из-за плохой видимости не летают самолеты и отменяются ранее запланированные рейсы.
Рассказ о пользе вулканов
Несмотря на то, что вулканы очень опасны, они могут приносить пользу. После извержения вулкана на поверхность выходит много полезных ископаемых, которые питают почву, различные металлы и даже полудрагоценные камни.
Камни вулканической породы используют в строительстве. Эти огнедышащие горы так же дарят человеку горячую воду, гейзеры с горячей водой используются человеком в лечебных целях.
Сегодня мы познакомимся с камнем вулканической породы, пемзой.
Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.
Давайте исследуем камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличается?
Дети: Пемза легкая, в ней много дырочек, а камень – тяжелее, чем пемза, он гладкий.
Воспитатель: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду
(делают опыт).
Какое открытие мы сделали?
Дети: пемза не тонет, плавает, а камень – тонет.
Воспитатель: Правильно, пемза - не тонет, а камень – тонет. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?
Дети: Пемза плавает, потому, что в ней очень много дырочек, она легкая.
Воспитатель: Пемза – это камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. Пемзу используют в гигиенических целях, для шлифовки поверхности металлов и в строительстве.
(Опыт №3). Ребята, а сейчас я вам предлагаю понаблюдать за тем, как можно разбудить вулкан на макете, который я специально для вас приготовила.
Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. (показ опыта) Вот и наш вулкан проснулся!
С каким явлением природы, мы сегодня познакомились. Что нового мы узнали? Какой вред приносят вулканы? Какую пользу? Если вам понравилось наше знакомство с вулканом, оставьте свой смайлик около макета вулкана. О других чудесах природы мы поговорим на последующих занятиях.
ответы детей
беседа с детьми с опорой на имеющиеся у них знания
ответы детей
Проведение опыта «Радуга»
Отгадывание загадки
обычная хоьба,
наклоны вперед,
поднимаем руки вверх, ходьба по мешочкам с песком,
ходьба между конусов, пролезание под дугу,
обычная ходьба.
ознакомление с легендой
Просмотр видеоролика
ответы детей
обсуждение
проведение опыта
обсуждение результата проведения опыта
рассматривание и ознакомление
исследовательская деятельность детей
ответы детей
проведение опыта
проведение опыта, его объяснение
рефлексия
итог занятия