Лучший педагог года

«Чудо-шарики для пальчиков». Су-джок терапия в работе с детьми с ОВЗ

Любовь
«Чудо-шарики для пальчиков». Су-джок терапия в работе с детьми с ОВЗ

Ключевые слова: мелкая моторика, Су-Джок терапия, дошкольники.

Основной формой взаимодействия на ребенка с ОВЗ в дошкольном

образовательном учреждении являются организованные занятия, в которых

ведущая роль принадлежит взрослым.

Занятия проводятся логопедом и воспитателями. Содержание занятий

определяется программой. Каждый педагог помнит о возрастных

особенностях детей, об отклонениях в развитии, эти дети пассивны и не

проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками.

Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное

Публикация «„Чудо-шарики для пальчиков“, Су-джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Мелкая моторика и координация движений рук – это система

разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук.

Мелкая моторика очень важна, потому что через не развивается речь,

внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и

двигательная память. Все эти сферы у детей с ОВЗ нуждаются в коррекции.

Характерным у детей с нарушением интеллекта является нарушение

мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной

координированности и взаимозаменяемости.

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная

мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная

координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой

сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети

надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки,

застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и

развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту

ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой

моторики, поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и

качество его жизни. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить.

Необходима полноценная коррекционная работа по развитию мелкой

моторики у детей с ОВЗ. [1]

Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют

развитию? К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика,

конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и

пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование; перебирание круп;

шнуровка, завинчивание крышечек банок.

В своей работе для развития мелкой моторики мы используем Су-Джок

терапию. Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.

Ученый утверждает, что природа заложила в человеческое тело

механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от

болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим

восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях (отсюда и название лечебного метода, означающее в переводе с корейского «Кисть-стопа»). [2]

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие

цели:

1. Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике

заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.

2. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж

позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму

процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от

гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.

3. Повысить иммунную защиту организма.

4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти,внимания, мышления.

5. Подготовить руку будущего школьника к письму. [3]

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок

стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков –

«каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных

из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно

проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Формы работы со стимуляторами очень разнообразны. Можно их

применять, когда дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в

соответствии с текстом или, когда воспитанники поочередно надевают

массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение

пальчиковой гимнастики.

Ребенок отнесется к массажу с интересом и быстрее освоит технику

выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым

четверостишьем. Для удобства мы сделали подборку стихов [5] по

лексическим темам. [4] 225

процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от

гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.

3. Повысить иммунную защиту организма.

4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти,

внимания, мышления.

5. Подготовить руку будущего школьника к письму. [3]

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок

стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков –

«каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных

из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно

проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Формы работы со стимуляторами очень разнообразны. Можно их

применять, когда дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в

соответствии с текстом или, когда воспитанники поочередно надевают

массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение

пальчиковой гимнастики.

Ребенок отнесется к массажу с интересом и быстрее освоит технику

выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым

четверостишьем. Для удобства мы сделали подборку стихов [5] по

лексическим темам. [4]

«Фрукты»

Этот пальчик - апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша, просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас, Дети поочередно надевают колечко на пальчики.

Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке.

«Овощи»

У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке, Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Овощи в корзиночке, Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают

шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с

большого.

Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

«Сад - огород»

Что такое огород? - Дети катают шарик по ладошке.

Овощей хоровод.

Дыни сладкие, Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого

пальца.

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки, грабли и лопатки.

«Деревья»

Ветер по лесу летал, - Дети катают шарик по ладошке.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого

пальца.

Вот кленовый, вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Дети катают шарик по ладошке.

«Ягоды»

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. Поочередно

надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Запомнил ягоды я, наконец.

Что это значит? - Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец! - Большой палец вытягивают вперед.

«Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу. Дети катают шарик по

ладошке.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки

в стороны.

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой. Поочередно надевают

колечко

А, мухомор не понесу, пусть останется в лесу! Большой палец левой

руки оставляют, грозят ему

«Осень»

Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе. - Дети катают Су-Джок между ладонями.

«Человек»

Точка, точка, два крючочка, - Дети постукивают шариком по ладошке.

Носик, ротик, - Дети катают шарик по ладошке.

Обормотик,

Палки, палки, - Дети надевают колечко на 2 пальца.

Огуречик,

Вот и вышел человечек. - Пальчики шагают

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино и веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с

большого.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать.

«Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила. Дети катают Су-Джок между

ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила.

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке!» Поочередно надевают колечко на

пальчики. «Продукты питания»

Бублик, баранку, - Дети надевают колечко на пальцы, начиная с

большого.

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

«Одежда»

Постираю чисто, с толком. Дети делают движения кулачками,

«стирают.»

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки. Надевают колечко на

пальчики. Устали мои руки! - Встряхивают обе руки

«Обувь»

Два ботиночка стоят, - Дети надевают колечко на два пальцы разных

рук

Друг на друга не глядят. - «Отвернулись друг от друга»

Рассуждает Надя,

- Помирить их надо! - «Шагают»

«Головные уборы»

У косынки три угла, - Дети катают шарик по ладошке.

На плечи мне она легла.

Два кончика в руках держу, Дети надевают колечко на пальцы, начиная

с большого.

Их узелочком завяжу.

«Зима»

Что зимой мы любим делать. Дети катают Су-Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой

руки.

«Зимующие птицы».

На сосну уселась галка. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с

большого.

Мне бедняжку очень жалко:

Зачем себя так мучает,

Ведь сосна колючая!

«Дикие животные»

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы. Надевают колечко на

пальчики.

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков. Дети катают Су-Джок.

«Домашние животные»

Довольна корова своими телятами, овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами, поочередно надевают колечко на

пальчики.

А я довольна своими ребятами! Дети катают Су - Джок между

ладонями.

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок. Поочередно надевают колечко на пальчики,

начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши все красивы, хороши! Катают шарик между

ладонями.

«Перелетные птицы»

Тили - тели, тиле - тели,

С юга птицы прилетели! - Дети катают Су-Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж – надевают колечко на

пальчики.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! - Дети катают Су-Джок между ладонями.

«Весна»

Прибежал подснежник в мартовский лесок,

Заглянул подснежник в чистый ручеек. - Дети катают шарик по

ладошке.

И, себя увидев, крикнул: «Вот те, на!

Я и не заметил, что пришла весна»

«Мебель»

Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет. Надевают колечко на

пальчики.

Вот сколько мебели назвал. - Дети катают Су-Джок между ладонями.

«Транспорт»

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть - катают Су-Джок

между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой

руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем. - Дети сжимают пальцы в кулачок.

«Профессии»

Повар

Дайте повару продукты: Дети надевают колечко на пальцы, начиная с

большого.

Мясо птицы, сухофрукты, рис, картофель…

И тогда ждёт вас вкусная еда.

Парикмахер

Дайте ножницы, расчёску, Дети надевают колечко на пальцы, начиная с

большого.

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

«Инструменты».

Тук, тук, молоток, забей гвоздиков пяток. Дети стучат шариком по

ладошке.

Тук, тук, тук, тук, тук, и в подметку, и в каблук.

«Зоопарк»

В зоопарк ходил я с мамой - Дети катают шарик по ладошке.

В нём слоны, гиппопотамы, есть медведь и крокодилы,

И весёлые гориллы; какаду и обезьяны,

Змеи, суслики, вараны - Дети надевают колечко на пальцы, начиная с

большого.

В клетке грустные сидят. Скучно им. Домой хотят.

«Цветы»

- Эй, ромашки, дайте мне ответ: - Дети катают шарик по ладошке.

Вы откуда, если не секрет?

- Не секрет, - ответили ромашки, -

Нас носило солнышко в кармашке!

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Дети катают шарик

между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит! Дети надевают колечко на

пальцы,

«Рыбы»

Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде. - Перекидывать

шарик в руках.

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. - Сжимать, шарик в

кулачке.

«Школьные принадлежности»

То считаю втихомолку я, то опять на счётах щёлкаю. Катают шарик по

ладошке.

Если правильно считать, то всегда получишь "пять"! Дети надевают

колечко на пальцы, начиная с большого пальца.

«Лето»

Лето, лето, к нам пришло! - Дети катают шарик по ладошке.

Стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком ходят ножки босиком.

Кружат пчёлы, вьются птицы, а Маринка веселится.

Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого пальца.

Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии

систематичекого и тесного взаимодействия всех участников педагогического

процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными

потребностями.

Литература

1. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. -

Екатеринбург: Арго, 1996. - 228 с.

2. Пак Чжэ Ву. Пальцетерапия. - М. : «Су-Джок Академия», 2001. - 98 с.

3. Панина Н. Су-Джок терапия. - М. : РИПОЛ Классик, 2013. - 200 с.

4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с

ОНР. Альбом 1, 2, 3. ФГОС ДО. – М. : Гном, 2018. - 48 с.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.

Издательство «Лань», 2004. - 32 с.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о проделанной работе по использовании методики Су-джокФотоотчет о проделанной работе по использовании методики Су-джок «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Чудо-шарики для пальчиков». Су-джок терапия в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 8 июня 2022 в 11:48
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД