Светлана Киселева
Декупаж как универсальное средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка-дошкольника. Дошкольное детство -это особый этап в становлении личности человека, именно в этот период формируются многие психические свойства и способности, имеющие непреходящую ценность и в значительной степени определяющую ход дальнейшего развития, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др.
Публикация «Декупаж как универсальное средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Декупаж
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Поэтому основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для детей дошкольного возраста. Главным ориентиром для педагога является обеспечение детей оптимальными условиями для полноценного проживания этого периода и целостного развития личности ребенка.
Одним из факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Здесь, на мой взгляд, очень важно, чтобы РППС (развивающая предметно-пространственная среда) была не только безопасна, трансформируема, полифункциональна, содержательно-насыщенна, доступна и вариативна, но и комфортна, уютна, тем самым способствовала гармоничному и полноценному развитию ребенка. И, для этого считаю очень важным включение детей и их родителей в деятельность по созданию оптимального для себя пространства.
Зачастую для оформления центров активности по теме проекта, родители воспитанников приносили нам старинные предметы, для декорирования которых мы использовали технику «Декупаж» — это вид декоративно прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Работа в данной технике позволяет вносить в интерьер собственное видение различных предметов, а также развивает творческие способности воспитанников.
Но, в процессе работы с детьми в данной технике, я открыла, что данная деятельность позволяет не только декорировать различные предметы РППС, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, но и является для меня неким универсальным средством, гармонично развивающим детей дошкольного возраста по всем образовательным областям.
Таким образом, не зависимо от декорируемого предмета, будь то мебель или посуда, мы знакомимся с размером предмета, его формой, материалом из которого он изготовлен, анализируем вариативность и свойства разных поверхностей, обсуждаем текстуру предметов. Все это поощряет любознательность, выявляет интересы детей, формирует действия, направленные на познания окружающего мира, воображение и знания о предметах окружающего мира. Это расширяет познавательный интерес детей совершенно ненавязчиво и очень эффективно.
В рамках художественно-эстетической образовательной области, данная техника развивает эстетическое восприятие объектов окружающего мира, развивает интерес к изобразительному творчеству, формирует эстетический вкус, чувство гармонии. Дети моей группы совместно с родителями реставрируют пособия, игрушки, дарят вещам вторую жизнь. В процессе такой деятельности развивается эмоциональное восприятие на красоту окружающего мира, дети приобщаются к народному творчеству, у них формируются элементарные представления о видах и жанрах искусства.
Работа в данной технике развивает мелкую моторику у детей, что способствует развитию :внимания,мышления,кооординации,наблюдения,глазомера,речи,зрительной памяти, умение пользоваться ножницами, что является необходимыми умениями как предпосылки к будущей школьной деятельности, умению красиво писать.
В процессе обсуждения будущей деятельности с детьми мы формируем правильную устную речь, умения давать определения, развиваем звуковую культуру речи, а также создаем условия для умения составлять последовательный рассказ. Дети знакомятся с различной литературой, что способствует пониманию различных жанров литературных произведений на слух.
Бесспорно, при работе в данной технике повышается интерес детей к аппликативной деятельности, желанию экспериментировать. Такая деятельность дает возможность работать индивидуально, по парам, подгруппам и коллективно. Это способствует формированию основ безопасного поведения в быту, социуме. Дети моей группы самостоятельно обсуждают и изготавливают правила поведения, которые размещают в центрах активности. При работе в технике «Декупаж» развивается самостоятельность и целенаправленность действий, взаимовыручка и помощь, объединенные общим замыслом, дети помогают друг другу, договариваются, что способствует формированию социально-коммуникативной компетентности.
Таким образом, «Декупаж» является для меня универсальным средством в работе с детьми и открывает большие возможности для познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития дошкольников. Ведь, работая в данной технике, мы можем думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-самовыражаться и повышать собственную самооценку детей, потому что работы в их исполнении всегда красивы по своему!