Получи документы

Деловые игры в методической работе с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности

Марина Владимировна Епишкина
Деловые игры в методической работе с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»

«Деловые игры в методической работе с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности»

Старший воспитатель:

Епишкина Марина Владимировна

В современном мире востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Публикация «Деловые игры в методической работе с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности» размещена в разделах

Профессиональный стандарт педагога - это перечень требований, определяющих квалификацию педагога, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, то есть на профессиональную компетентность.

Рассмотрим несколько понятий, что такое профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность - психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; круг полномочий должностного лица или органа.

Отсюда компетентность - обладание компетенцией, т. е. знаниями, позволяющими адекватно судить о чем-либо, а компетентный человек есть человек, обладающий соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция отражает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним (Хуторской А.)

А. К. Маркова выделяет разные виды компетентности педагога :

- социальная компетентность – владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- личностная - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать свой труд рационально без перегрузок, усталости.

Таким образом, мы подходим к выводу, что профессиональная компетентность – способность человека к решению определенного класса задач и наличие у него ряда личностных качеств в сочетании с необходимым запасом знаний и умений.

Прежде всего, следует остановиться на том, что же понимается под деловой игрой.

В настоящее время не существует универсального определения деловой игры. Так И. М. Сыроежин понимает ее как модель процесса принятия решения. Другие авторы С. В. Емельянов, определяют деловую игру как модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей экономического, политического или престижного характера. Ряд авторов отмечает, что деловая игра представляет собой моделирование избранных аспектов конфликтной ситуации, выполняемое в соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и методиками. Таким образом, все исследователи данной проблемы, так или иначе, отмечали, что деловая игра является моделью.

Более развернутое определение приводит Н. В. Борисова: деловая игра — это имитационное игровое моделирование функционирования социально-экономических систем (или их элементов) и деятельности занятых в них людей, проходящее в форме ролевого взаимодействия по определенным правилам в условиях неопределенности или столкновения интересов или конфликта с принятием решений, направленных на достижение желаемого результата.

А. Г. Ивановский понимает деловая игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.

Ксения Белая считает, что деловая игра – это целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игровых и технических приемов воздействует на готовность личности и конкретной практической деятельности.

Деловая игра - эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства : наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

История существования деловых игр насчитывает несколько тысячелетий. Первое упоминание о них можно найти в папирусах древнего Египта, где описываются широкомасштабные учения египетской армии с элементами ситуационного моделирования - одна из противоборствующих сторон должна была применять тактические приемы, характерные для того или иного противника.

Первое упоминание деловой игры в Европе (XVII - XVIII вв.) значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте».

Первые игры были разработаны в США в 1955 году американской Ассоциацией Менеджмента. Первые примеры деловых игр с использованием компьютера были предложены английским кибернетиком Стаффордом Биром в конце 60-х годов. В своей книге «Мозг фирмы» он описывает принципы построения систем, позволяющих участникам управлять виртуальной корпорацией, холдингом и даже целой страной.

Примерно в это же время другим ученым - Д. У. Форрестером - были разработаны основы новой науки - динамики систем, позволяющей строить интерактивные модели экономических, политических, социальных ситуаций.

Широкое распространение деловые игры получили в западных школах менеджмента в 80-е годы. С появлением средств виртуальной реальности деловые игры вышли на качественно новый уровень, подчас заставляя участников испытывать настоящий стресс в наиболее критические моменты игры. Новейшие системы визуализации фирмы позволили оснастить интерактивными комплексами для ситуационного моделирования тренинг-центры многих крупных корпораций.

В России первая деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 году М. М. Бирнштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы».

Возрождение игротехнической культуры в России связано, прежде всего, с именем Г. П. Щедровицкого. В 1950-е годы им был организован Московский методологический междисциплинарный семинар, который носил элитарный, закрытый характер. Идеи и методы, разработанные Г. П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные. Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника приносило известный результат: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

В 1970-80 годы в стране произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с появлением понятия «человеческий фактор» как ведущего в эффективной организации производства. Введение целевого менеджмента, группового обучения, проведение игр в виде совещаний, а затем иных форм привлечения сотрудников к управлению организацией берет свое начало в модели «человеческие отношения».

Именно в этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В. К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике. Новаторами в методике преподавания деловых игр явились вузы. Насчитывается более 1000 различных деловых игр.

В 1980-90-е годы в России наступил этап экономических реформ, связанный с введением новых форм хозяйствования, а затем появлением различных форм собственности. С помощью деловых игр выявлялись варианты решения крупных проблем.

Большой вклад по внедрению деловых игр в образовательный процесс принадлежит преподавателям кафедры методов интенсификации процесса обучения Московского педагогического государственного университета В. А. Трайневу, Л. Н. Матросовой, определявшим деловую игру как «специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность педагога, направленную на формирование и отработку его профессиональных умений и навыков». Кроме того, кафедрой была разработана новая методология педагогической деятельности - преобразование, то есть модификация деловых игр; обоснованы ведущие принципы и комплексная модификация традиционных деловых игр.

Таким образом, деловые игры как метод активного обучения, пройдя длительный путь развития, в настоящее время занимают прочные позиции в образовательном процессе.

Деловая игра относится к активным методам обучения. Кроме того, это еще и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп».

Деловая игра может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п.

Деловые игры используются для решения комплексных задач : усвоения нового и закрепления старого материала, формирования умений, развития творческих способностей и т. п. Особенностями игры является нацеленность на самоутверждение перед обществом, потребность в создании собственного мира, развитие воображения, фантазии, ориентация на речевую деятельность.

Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки педагогов. Кроме того, это дает возможность оценить:

уровень владения этими навыками;

особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);

уровень коммуникативных навыков;

личностные качества участников.

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Методика организации и проведения деловой игры :

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:

Конструирование игры : где необходимо

- четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников;

- разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

- разъяснение участникам смысл игры, знакомство с общей программой и правилами, предложение участникам команд распределить роли, если они есть в данной игре и ставить перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

- назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

- определяется длительность заданий;

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, анализ игры :

- где, может присутствовать самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности;

- анализ и оценка игры экспертами.

Виды деловых игр

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

Классификация деловых игр Л. В. Ежовой:

1. «По времени проведения:

– без ограничения времени;

– с ограничением времени;

игры, проходящие в реальное время;

игры, где время сжато.

2. По конечному результату:

– жесткие игры — заранее известен ответ (например, сетевой график, существуют жесткие правила;

– свободные, открытые игры — заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

– обучающие — (появление новых знаний и закрепление навыков участников);

– констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;

– поисковые — направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

5. По методологии проведения :

групповые дискуссии— связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, соревнования игровых команд, «Что? Где? Когда, “Кораблекрушение”и т. д.);

– луночные игры — игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

– ролевые игры— каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

- Салонная игра. Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются. «Поле чудес», «Монополия», «Своя игра».

– имитационные— имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Шантаж», «Этика педагога» и т. д.);

– организационно-деятельностные - игры (Г. П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

- управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);

- исследовательские - связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;

- игры-тренинги - это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;

- игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).

- Эмоционально-деятельностная игра - является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил. «Конфликт», «Блиц-игра», «Мозговой штурм», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает» и т. д.

– инновационные игры (В. С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

- стратегическая - коллективное создание картины будущего развития ситуации. «Создание нового продукта», «Выход на новые результаты».

– ансамблевые игры (Ю. Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд.

Такие деловые игры необходимо проводить на семинарах, практикумах, консультациях, педагогических советах и конечно в работе с родителями (например, семинар-практикум «Научи ребенка играть»).

Таким образом, деловая игра является наиболее результативной формой обучения педагогов, так как вызывает интерес, и у педагогов появляется возможность приблизить игровую ситуацию к реальной профессиональной деятельности, «играя» педагоги проявляют активность и самостоятельность, а также не боятся самовыражаться, находят эмоциональный отклик. Каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры.

А когда интересно, педагоги могут обучаться, тем самым повышая свою профессиональную компетентность «в течение всей жизни».

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Анализ и планирование методической деятельностиАнализ и планирование методической деятельности " нализ и планирование методической деятельности» Описание предметно-пространственной среды в средней группе ДОО. При организации.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Смотр художественной самодеятельности между педагогическими коллективами учреждений города «Этих дней не смолкнет слава»Смотр художественной самодеятельности между педагогическими коллективами учреждений города «Этих дней не смолкнет слава» Фото отчет «Этих дней не смолкнет слава» Педагога дополнительного образования Шелехиной Нины Сергеевны МДОУ д/с №16 города Орехово –.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л]Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла"Игры-помощники" предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука "Л"Игра «Найди картинку».

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловые игры в методической работе с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности
Опубликовано: 4 сентября 2020 в 09:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД