маргарита демьянова
«Дети нашли ежа». Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР с использованием технологий ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить определять линию развития объектов, формировать представление об однонаправленности времени, закреплять последовательное называние действий героя по линии развития сюжета;
-продолжать отрабатывать навыки использования приемов типового фантазирования;
- учить составлять творческие рассказы (4-5 предложений) по серии сюжетных картин;
- закреплять произношение звука «ж»;
-развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук;
-формировать умения коллективного обсуждения общей проблемы, проявляя при этом внимание и такт по отношению к сверстникам.
Публикация «„Дети нашли ежа“, Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР с использованием технологий ТРИЗ» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Материал: серия сюжетных картинок «Дети нашли ежа», еж и лиса (игрушки, декорации (елки, кусты, дополнительные картины (лиса, машина, шляпа и др., карточки с аппликацией - «фотографии» ежат, альбомные листы с контурным изображением ежа, простые карандаши.
Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает детям погулять по лесу и ведет их в уголок, изображающий лесную опушку.
-Смотрите, кто это? (Ежик).
-Какой он? (Серый, колючий).
(Дотрагивается до ежа, и резко одергивает).
-Ой, и правда, колючий! (Предлагает детям потрогать его).
-Что еще колючее вы знаете? (елка, щетка, иголка).
-Кто знает загадку про ежика? (Дети называют ранее выученные загадки).
-Давайте познакомимся с ежиком! И расскажем о нем.
Метод ТРИЗ «Системный оператор»(пятиэкранка) - по машине времени.
Вопросы:
-Кто это?
-Что он умеет делать?
-Из каких частей состоит? Для чего каждая часть? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта?
-Где находится (живет) еж? Кто его друзья? (кто еще живет в лесу)
-Каким был еж раньше? Откуда он появился?
-Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
-умел ли он выполнять свое главное дело?
-Как изменится еж, когда вырастет7Какие новые «дела» у него появятся?
-Что нужно, чтобы это произошло?
- Расскажи нам, как ты здесь оказался?
ЕЖ (воспитатель от имени ежа) : - Здравствуйте! Я лучше покажу вам картинки, а вы попробуйте догадаться, что со мной произошло.
(На мольберт выставляются картинки из серии «Дети нашли ежа»)
Игра с «подзорной трубой»- «Кто самый внимательный»- обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, выявление главных объектов).
«Угадай время» - учить определять на картине части суток, время года (название времени года, частей суток, признаки для данного времени, изображенные на картине).
«Было – не было?»- учить подбирать глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени к предложенному. - Что делал ежик? Куда он пошел? Зачем дети пришли в лес?
«Что было, что будет»- учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ (предложить прокатиться по машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем).
«Пинг-понг» - упражнять в подборе слов - антонимов.
2. а) Воспитатель: - Послушайте, что произошло с ежиком.
Пошли дети в лес. Там под кустом они нашли ежика. Положили его в шапку и принесли домой. Дома они напоили ежа молоком. Потом отнесли обратно в лес.
б) Ответы на вопросы:
- Куда пошли дети?
-Где они нашли ежа?
-Почему они положили ежа в шапку?
- Куда дети принесли ежа?
- Чем его угостили?
- Куда отнесли ежа?
в). Еж: - Так и было. Я хочу рассказать об этом дома своим ежатам, да боюсь, что-то забыть и перепутать. Помогите мне. Пусть каждый из вас расскажет о том, что со мной случилось, а я постараюсь запомнить.
г). Детям раздаются конверты с опорными картинками. Предлагается внимательно их рассмотреть и разложить на столе так, чтобы получился рассказ о том, как дети нашли ежа.
Еж проверяет, как дети справились с заданием.
д). Рассказы детей (Индивидуальные).
е). Затем воспитатель показывает детям картинку с изображением лисы и говорит:
-Угадайте, что было дальше? – прием «фантазирования»
Дети придумывают конец истории. ( Например: Еж увидел лису и свернулся в колючий клубок. Лиса дотронулась до него лапкой, укололась и убежала.)
Еж объясняет, что он всегда так спасается от лисы и других опасностей.
3. Физкультминутка.
- Мы сейчас превратимся в ежей и напугаем лису. А вот и она (игрушка). Сожмите пальцы обеих рук в один большой кулак – это наш еж. Теперь поднимите все пальцы вверх - это его колючие иголки.
Пошевелите ими и повторяйте за мной:
-жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
-жи -жи - жи - еж, иголки покажи. (2-3 раза)
Покажите, как еж сворачивается в клубочек - пригните голову к коленям и обхватите их руками. (Прячет лису). Испугалась лиса, убежала. А ежик снова развернулся, потянулся. Покажите, как он сворачивался. (2 раза).
4. Приемы фантазирования – продолжение рассказа.
Еж просит остальных детей повторить рассказ (по очереди, каждый раз показывает новую картинку (например, машину, шляпку и др.) Дети придумывают варианты ответов.
5. Итог. - Спасибо вам. Я все запомнил, и смогу рассказать ежатам, что со мной случилось. А теперь мне пора домой, в лес.
Дети прощаются с ежом, возвращаются в детский сад.
6. «Дорисуй»
Давайте нарисуем портрет ежика на память о нашей встрече. (Раздает альбомные листы с контурным изображение ежа. ( Задание: штрихами сверху вниз нарисовать иголки)