«Дети нашли ежа». Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР с использованием технологий ТРИЗ

маргарита демьянова
«Дети нашли ежа». Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР с использованием технологий ТРИЗ

Цель: учить определять линию развития объектов, формировать представление об однонаправленности времени, закреплять последовательное называние действий героя по линии развития сюжета;

-продолжать отрабатывать навыки использования приемов типового фантазирования;

- учить составлять творческие рассказы (4-5 предложений) по серии сюжетных картин;

- закреплять произношение звука «ж»;

-развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук;

-формировать умения коллективного обсуждения общей проблемы, проявляя при этом внимание и такт по отношению к сверстникам.

- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Материал: серия сюжетных картинок «Дети нашли ежа», еж и лиса (игрушки, декорации (елки, кусты, дополнительные картины (лиса, машина, шляпа и др., карточки с аппликацией - «фотографии» ежат, альбомные листы с контурным изображением ежа, простые карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает детям погулять по лесу и ведет их в уголок, изображающий лесную опушку.

-Смотрите, кто это? (Ежик).

-Какой он? (Серый, колючий).

(Дотрагивается до ежа, и резко одергивает).

-Ой, и правда, колючий! (Предлагает детям потрогать его).

-Что еще колючее вы знаете? (елка, щетка, иголка).

-Кто знает загадку про ежика? (Дети называют ранее выученные загадки).

-Давайте познакомимся с ежиком! И расскажем о нем.

Метод ТРИЗ «Системный оператор»(пятиэкранка) - по машине времени.

Вопросы:

-Кто это?

-Что он умеет делать?

-Из каких частей состоит? Для чего каждая часть? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта?

-Где находится (живет) еж? Кто его друзья? (кто еще живет в лесу)

-Каким был еж раньше? Откуда он появился?

-Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?

-умел ли он выполнять свое главное дело?

-Как изменится еж, когда вырастет7Какие новые «дела» у него появятся?

-Что нужно, чтобы это произошло?

- Расскажи нам, как ты здесь оказался?

ЕЖ (воспитатель от имени ежа): - Здравствуйте! Я лучше покажу вам картинки, а вы попробуйте догадаться, что со мной произошло.

(На мольберт выставляются картинки из серии «Дети нашли ежа»)

Игра с «подзорной трубой»- «Кто самый внимательный»- обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, выявление главных объектов).

«Угадай время» - учить определять на картине части суток, время года (название времени года, частей суток, признаки для данного времени, изображенные на картине).

«Было – не было?»- учить подбирать глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени к предложенному. - Что делал ежик? Куда он пошел? Зачем дети пришли в лес?

«Что было, что будет»- учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ (предложить прокатиться по машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем).

«Пинг-понг» - упражнять в подборе слов - антонимов.

2. а)Воспитатель: - Послушайте, что произошло с ежиком.

Пошли дети в лес. Там под кустом они нашли ежика. Положили его в шапку и принесли домой. Дома они напоили ежа молоком. Потом отнесли обратно в лес.

б)Ответы на вопросы:

- Куда пошли дети?

-Где они нашли ежа?

-Почему они положили ежа в шапку?

- Куда дети принесли ежа?

- Чем его угостили?

- Куда отнесли ежа?

в).Еж: - Так и было. Я хочу рассказать об этом дома своим ежатам, да боюсь, что-то забыть и перепутать. Помогите мне. Пусть каждый из вас расскажет о том, что со мной случилось, а я постараюсь запомнить.

г). Детям раздаются конверты с опорными картинками. Предлагается внимательно их рассмотреть и разложить на столе так, чтобы получился рассказ о том, как дети нашли ежа.

Еж проверяет, как дети справились с заданием.

д). Рассказы детей (Индивидуальные).

е).Затем воспитатель показывает детям картинку с изображением лисы и говорит:

-Угадайте, что было дальше? – прием «фантазирования»

Дети придумывают конец истории. (Например: Еж увидел лису и свернулся в колючий клубок. Лиса дотронулась до него лапкой, укололась и убежала.)

Еж объясняет, что он всегда так спасается от лисы и других опасностей.

3. Физкультминутка.

- Мы сейчас превратимся в ежей и напугаем лису. А вот и она (игрушка). Сожмите пальцы обеих рук в один большой кулак – это наш еж. Теперь поднимите все пальцы вверх - это его колючие иголки.

Пошевелите ими и повторяйте за мной:

-жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

-жи -жи - жи - еж, иголки покажи. (2-3 раза)

Покажите, как еж сворачивается в клубочек - пригните голову к коленям и обхватите их руками. (Прячет лису). Испугалась лиса, убежала. А ежик снова развернулся, потянулся. Покажите, как он сворачивался. (2 раза).

4. Приемы фантазирования – продолжение рассказа.

Еж просит остальных детей повторить рассказ (по очереди, каждый раз показывает новую картинку (например, машину, шляпку и др.) Дети придумывают варианты ответов.

5. Итог. - Спасибо вам. Я все запомнил, и смогу рассказать ежатам, что со мной случилось. А теперь мне пора домой, в лес.

Дети прощаются с ежом, возвращаются в детский сад.

6. «Дорисуй»

Давайте нарисуем портрет ежика на память о нашей встрече. (Раздает альбомные листы с контурным изображение ежа. (Задание: штрихами сверху вниз нарисовать иголки)

Публикации по теме:

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности Период Лексическая тема Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие связной речи Подготовка к овладению элементарными навыками.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
«Дети нашли ежа». Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР с использованием технологий ТРИЗ
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 16:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки