Людмила Надмитова
Детский сад — территория здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
(В. А. Сухомлинский)
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является важным этапом формирования здоровой личности. Сохранение здоровья детей является одной из наиболее весомых задач в нашем детском саду «Малышок». Упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на воспитание детей дошкольного возраста является именно поднятие уровня здоровья дошкольников, а также развитие у них желания вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Публикация «Детский сад — территория здоровья» размещена в разделах
«Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод - формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома…» ( Из источника: https://fulledu.ru/)
Проводимые мероприятия по ЗОЖ в детском саду у наших воспитанников формируют, как устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, так и к активной жизненной позиции, ответственному отношению к своему здоровью.
Приоритетные задачи, которые решает детский сад для формирования здорового образа жизни детей являются:
• забота о здоровье, эмоциональное благополучие, своевременное всестороннее развитие каждого ребенка.
• построение и введение инновационных мероприятий, направленных на охрану здоровья и укрепление здорового образа жизни детей;
• формирование системы совокупной деятельности дошкольного учреждения и родителей для создания культуры здорового образа жизни не только дошкольников и их родителей, но и педагогов.
Ежедневные мероприятия, проводимые по ЗОЖ в детском саду :
• Ежедневная утренняя гимнастика – одна из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
• Физкультминутка проводится с целью предупреждения утомления на занятиях, режимных моментах, связанных с длительным пребыванием в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.
• Прогулки и экскурсии – совершенствует двигательные навыки и физическое качество детей, удовлетворяет их познавательные потребности, носит закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях.
• Рациональное питание полностью удовлетворяет потребности развивающегося организма ребенка. В рационе ребенка содержаться все продукты здорового питания.
• Профилактические мероприятия, способствующих снижению заболеваемости детей, осуществляется через использование здоровьесберегающих педагогических технологий педагогами ДОУ (босохождение, дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры, специальные корригирующие упражнения)
• Дневной сон. Проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года используются различные варианты гимнастики (разминка в постели, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам)
Организация музыкально - оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивает каждому ребенку укрепление физического и психического здоровья, выявляет и развивает музыкальные и творческие способности, формирует привычки к здоровому образу жизни.
В своей работе, как музыкальный руководитель, использую материалы из оздоровительно-развивающей программы М. Л. Лазарева «Здравствуй». Особую роль в программе играет музыка, которая является интегральной основой всей программы. В основу каждого оздоровительного занятия положен вокально-речевой тренинг, сопровождаемый нагрузкой на одну или несколько функциональных сфер (дыхательную, двигательную, психоэмоциональную). С учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и парциальной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой музыкальный репертуар на занятиях может варьироваться. Дополнительно на занятиях применяю такие упражнения, как: гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения, массаж или самомассаж (спины, рук, ног, фонопедические упражнения, коммуникативные игры, упражнения для коррекции осанки, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры с музыкальными инструментами, психогимнастические этюды, физкультминутки, психологические, дыхательные упражнения, музыкатерапия, ритмопластика.
Вся работа направлена на укрепление здоровья, повышение общего жизненного тонуса ребенка, устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы, развитие певческого дыхания посредством оздоровительных упражнений, используемых на музыкальных занятиях. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкально-ритмические упражнения мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Совместную работу с семьё й строим на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. В детском саду совместно с родителями выбираем оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и пропаганду здорового образа жизни.
В нашем детском саду с 2013 года существует замечательная традиция проводить каждый год музыкально-спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья». Соревнования проводятся между командами родителей с детьми двух разных групп. Каждая команда готовит единую форму, название, девиз, выбирает капитана. На этих соревнованиях учитывается также участие болельщиков с «кричалками», «речевками» в защиту своей команды. Между этапами дети показывают свои выступления: танцы, песни, подвижные игры. Соревнования считаются открытыми после звучания гимна и поднятия флага РФ капитанами команд. И перед большими баталиями для спортивного настроя, азарта проводится всеобщая музыкальная разминка со всеми присутствующими в спортивном зале. На таких мероприятиях дети становятся непосредственными участниками спортивных соревнований, где не только они сами принимают участие, но и родители, которые становятся примером ЗОЖ. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад - родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и одобрительный взгляд родителей. И по инициативе родителей в 2016 году провели I турнир по волейболу среди родителей нашего детского сада «Малышок», для всех 4 групп, где разыграли переходящий кубок. Судьями турнира выступили, непосредственно родители, тренера районного физкультурно-спортивного комплекса. Турнир прошел на высоком уровне, были отмечены участники грамотами по номинациям. Турнир по волейболу станет ежегодным мероприятием по пропаганде ЗОЖ не только среди родителей нашего детского сада, но и между родителями других районных детских садов.
Таким образом, совместная работа детского сада с родителями, окружающих дошкольника, через разные методы, средства и формы обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе связи детский сад - родители должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.