Ирина Кожина
Детский совет как условие свободного выбора в деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Детский совет как условие свободного выбора в деятельности
Детский совет пришел в отечественные детские сады вместе с
Методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой. В российском образовании аналогом этой формы работы является
«Утренний кружочек» программа «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г. Г Кравцов)
«Утро радостных встреч» программа «Радуга» (Т. Н. Доронова)
Задачи детского совета
*Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
Публикация «Детский совет как условие свободного выбора в деятельности» размещена в разделах
*Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
*Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
*Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
*Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
*Разработать план действий.
*Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
*Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Подготовка к проведению Детского совета
Выбор места
Согласование сигнала (звон колокольчика, музыка, песенка, речевка)
Продумывание вопросов для начала детского совета
Подбор организующих вопросов,которые способствуют установлению и поддержанию контакта
Размещение детей
Размещение участников детского совета
Дети усаживаются в круг на ковер или индивидуальные подушки.
При круговом расположении детей взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Порядок расположения в кругу может меняться.
Например,
– рассаживаются по росту,
– по датам рождения,
– чередуя, девочка – мальчик,
– по цвету глаз,
– по длине волос,
– по количеству членов семьи,
– по цветам радуги,
– по расположению домов к детскому саду и т. д.
Структура детского совета
Единственно верной структуры НЕТ.
Детский совет НЕ занятие.
Участие в нем НЕ может быть принуждением.
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
1. Приветствие ( вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1–3 мин
2. Игра ( вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)2–5 мин
3. Обмен новостями 2–10 мин
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) 5–12 мин
Таким образом, общая длительность детского совета колеблется от 5 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.
Обмен новостями
Обмен новостями во время детского совета – место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.
Новости:
только по одной короткой новости,
только хорошие новости,
не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»,
не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»).
Новости принимаются как факт.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации т ем а т и ч е ск и х п р о е к т о в. Когда тема проекта выбрана составляется план «Паутинка».
Пишется план всегда печатными буквами (воспитателем или детьми при условии что они умеют читать и писать).
На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, воспитатели заранее (до утреннего сбора) наносят разметку – названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана.
Название плана «Паутинка» произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся «лучики» содержания, видов деятельности и конкретных действий, которые вписываются в план.
Форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, кулинария и т. д., но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания, то есть оставляет ребёнку свободу выбора :
* когда это делать;
* сколько раз к этому возвращаться;
* с кем в партнёрстве;
* где организовать эту деятельность.
Подготовка «информационного поля» или стены к рабочему использованию.
Сначала важно продумать, какую информацию нужно будет размещать (величина иллюстраций и объём информации будут отличаться в младшей и подготовительной группах, что для этого понадобится (рамки, основа, двусторонний скотч и т. п., а затем решим, где и как всё это удобно разложить или повесить. Во время группового сбора можно работать с календарями и информационными листами, вспоминать стихотворения, читать слова, подбирать слова к звукам, рассматривать иллюстрации и
предметы, которые помогут выбрать тему проекта или подскажут интересные дела, демонстрировать свои достижения, например в виде рисунков и первых написанных слов; нам нужно будет обращаться к плану проекта. Значит, все эти материалы должны найти место на стене. Всё это составляет «рабочую стену», или «информационное поле». Или же можно использовать в качестве рабочей стены переносной мольберт. Имейте в виду, что материалы, расположенные на рабочей панели, будут использоваться и пополняться в течение всего проекта. Это потребует достаточно большого пространства.
Материалы будут постоянно меняться, причем менять их будут также сами дети. Следовательно, нужно предусмотреть, чтобы высота расположения, удобство подхода, безопасность и простота крепления материалов соответствовали возможностям ребят. Не забудьте и об удобстве для взрослых, которым придётся работать со сменными материалами как стоя, так и сидя!
Следующим шагом планирования на детском совете будет презентация воспитателем центров активности (игровые зоны).
Во время презентации воспитатель сообщает детям, какие именно материалы их ожидают в центрах.
Педагог называет только новые материалы. Например, бумага, гуашевые краски, фломастеры в центре искусства есть каждый день, а вот большие листы «во весь рост» появились только сегодня. Воспитатель называет материалы, но не диктует виды деятельности. – детям дается простор для принятия самостоятельного решения, для творчества, – возможно, они устроятся рисовать все вместе на этом большом листе и у них получится коллективная работа, возможно, они обведут свою фигуру и будут украшать ее.
Воспитатель предлагает детям подумать и решить, в какой центр они пойдут и чем будут сегодня заниматься. Выбор центра активности происходит с помощью доски выбора. Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия в детском саду и осуществляется в соответствии с выбором ребенка, т. е. после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место и партнёров. Общее время работа детей в центрах активности 40 – 50 мин.
После работы в центрах активности проводится итоговый сбор.
Детей собирает все тот же колокольчик (ритмичные хлопки или мелодия). Место проведения – ковёр с подушечками, тот самый, откуда «стартовал» утренний сбор.
Задача итогового сбора – рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. Он проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.
На итоговый сбор дошкольники приносят из Центров всё то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями, испечённый пирог или приготовленный салат (коктейль). На местах остаются только те виды работ, которые «не перенесут» транспортировки – например конструкции из крупного строительного материала, постройки из песка. Это вовсе не означает, что они останутся без внимания всей группы. Дети смогут обсудить и оценить плоды деятельности строителей после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные на ковёр. Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали. Общее время итогового сбора может меняться в зависимости от
возрастной группы и обилия «продукции» (от 5 до 10 мин).