МААМ-картинки

Опыт работы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

людмила мусина
Опыт работы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Экспериментирование в старшей группе, как и во всех других, должно быть организовано в качестве игры.

Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. Для этого в группе пополнился уголок экспериментирования, (Слайд № 2)

где дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной.

Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов над которыми мы работаем. Изучаем песок, выставляем емкости с песком, совочки, формочки для песка, лупы и т. д.

Так же в нашей группе появилась мини лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Слайд № 3

В своей работе с детьми я применяю различные методы: элементарные опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические игры, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки)

Опыты у нас проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу : анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, делаем выводы (например, растворили соль и сахар в воде – вода приобрела вкус; пустили резиновые игрушки или камешки в воду, сразу увидели результат). Слайд № 4

В ходе опыта длительного характера я стараюсь поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаю их к осознанию того, зачем был поставлен опыт ( пример: наблюдали как растет лук, какое значение имеет солнечный свет и вода на рост растений). Слайд № 5.

Слайд № 6. Влияние света на прорастание семян. Рис. 1- семена овса, проращенные в темноте. Рис. 2 - семена овса, проращенные на свету.

Рис. 1 Рис. 2

Я хотела бы более подробно остановиться на более интересном для детей старшего возраста опыте «Конфетная фабрика». Слайд № 7

Описание опыта.

Для этого эксперимента нам понадобится : 1- 2 шпажки, сахар, горячая вода с паром, стеклянная емкость (стакан) примерно того же размера, как и шпажки, 2 прищепки, бумажное полотенце. чайная ложка, мерный стакан. По желанию пищевой краситель и ароматизатор.

1. Мы окунули шпажку в горячую воду и обваляли в сахаре. (оставили шпажку до полного высыхания, примерно на 6 часов). В последствии этот слой сахара позволит вырастит кристаллы сахара. 2. Вылили горячую воду в стакан и добавили 2 чашки сахара. ( пропорции воды к сахару всегда 1:2). 3. Размешали смесь до тех пор, пока сахар не растворился полностью. 4. Добавили пищевой краситель и ароматизатор. Оставили раствор примерно на 6 часов для охлаждения. 5. Опустили подготовленную шпажку в стакан и закрепили её при помощи двух прищепок. Необходимо отрегулировать положение шпажки, чтобы она находилась примерно 2 см от дна емкости. 6. Поставили стакан в прохладное место, вдали от яркого света. Накрыли бумажным полотенцем, чтобы не попадала пыль. Примерно через сутки дети увидели, как начали формироваться кристаллы сахара. (Чем больше ждать, тем большего размера образуются кристаллы.) Мы с детьми наблюдали трое суток. Вытащили конфету из сахарного раствора и оставили её просохнуть несколько минут. Все конфета готова (ее можно съесть).

Как это действует: Сахарный раствор, приготовленный нами, называется пересыщенным раствором. Это означает, что в нем растворено сахара больше, чем это возможно при нормальных условиях. Это достигается за счет смешивания сахара с очень горячей водой. Пересыщенный раствор очень нестабилен и легко кристаллизуется. С течением времени вода медленно испаряется. Позволяя кристаллам сахара собираться на шпажке. А предварительно покрывая шпажку слоем сахара, мы подготавливаем «почву» для роста кристаллов.

Свои опыты я провожу как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендую т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждаем мы, воспитатели.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня я бы разделила на:

Случайные эксперименты.

Провожу их, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, в группе или на участке. К примеру, детей заинтересовало такое природное явление как извержение вулкана. Слайд № 8

Плановые эксперименты

Ведутся в лаборатории «Наураша в стране Наурандии», которая дает возможность наглядно объяснить детям свойства и явления природы. В нашем детском саду лаборатория состоит из 4 модулей, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Электричество», «Кислотность», «Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:

- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;

- набор вспомогательных предметов для измерений;

- сопутствующая компьютерная программа;

- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Данная программа позволяет дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии. Слайд № 9, 10

Работа в лаборатории «Электричество» и «Температура» (Рис. № 2, 3). В этой лаборатории дети смогли ответить на такие вопросы: без чего не может работать холодильник, телевизор? как знаки плюс и минус связаны с электричеством? Живет ли электричество в картошке? пройдя вместе с Наурашей, выполнив задания. Но перед тем как попасть в лабораторию «Электричество», необходимо мотивировать детей, дать им возможность самим прийти к понятию электричество. Всегда ли нужны батарейки, для того чтобы пошли электронные часы. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели эксперимент «Фруктовая батарейка» (Рис. № 1) Для этого нам понадобилось: 2 цинковые пластины, электронные часы, соединительный провод, клейкая лента, 2 вилки, 1 лимон (можно яблоко, помидор и др. фрукты). 1. Подсоединили красный провод к вилке, черный к цинковой пластине. Закрепили провода клейкой лентой. 2. Взяли другую вилку и цинковую пластину и соединили клейкой лентой. 3. Вставили вилки и цинковые пластины в половинки лимона, чтобы включить часы. Дети увидели, что часы стали мигать. Как это действует? Вилки выполняют роль положительных электродов батарейки. Они покрыты металлом менее реакционным, чем цинк. Когда вилки и цинковые пластины вставлены в лимон происходит химическая реакция. Электроды (крошечные частицы) с отрицательным зарядом двигаются от цинковых пластин к вилкам, создавая ток, это заставляет часы работать. Сок лимона помогает проводить электричество.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Эксперименты как ответ на детские вопрос.

Выслушав вопрос, я не стремлюсь стразу отвечать на него, а предлагаю ребенку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение или опыт. Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, я ее планирую. Пример случайного эксперимента «Можно ли рисовать мыльными пузырями?», «Почему картофель может быть синим?» и т. д. Слайд № 11.

Экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении, ведь самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам.

Главное, не торопиться давать ребенку готовые ответы, необходимо предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, нужно дать ему время. Не спешить даже после того, как вы убедились, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задайте ему наводящие вопросы, подведите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. Не зря китайская пословица гласит:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю».

В заключении своего выступления. Я хотела бы обратить ваше внимание на методические пособия и материалы, которые я использую в своей работе. Слайд № 12.

1. Шутяева, Е. А. «Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. – 76 с.

2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.

Прикреплённые файлы:

k-dokladu_8gmr6.pptx | 8306,64 Кб
 
Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» (средняя группа) План работы по самообразованию воспитателя Поспеловой Елены Валерьевны, на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего.

Индивидуальный план «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Шалинский детский сад «Тургай» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Конспект занятия «Праздничная почта» по познанию окружающего мира Праздничная почта. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Задачи. Образовательные: познакомить детей с особенностями работы людей на почте, со средствами.

Опыт работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование .

Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» (средняя группа) Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» (4–5 лет) Тип проекта: познавательно-исследовательский Срок.

Экспериментирование как средство познания окружающего мираЭкспериментирование как средство познания окружающего мира «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Экспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возрастаЭкспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возраста Кадый ребенок -маленький исследователь. Любопытство, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и эксперементировать побудило.

Программа по экспериментированию в области географии «География — путь познания окружающего мира» с детьми 3–5 лет Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Введение В настоящее время в нашей стране активно.

Занятие по познанию окружающего мира «Профессии работников детского сада» Занятие по познанию окружающего мира «Профессии работников детского сада» Программное содержание: — Развивать знания детей о профессиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 21:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД