Елена Куклина
«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти месяцев (у большинства людей) зрение становится ведущим в познании действительности.
Ежегодно врачом-офтальмологом детской городской поликлиники Алексеевой Е. П. выявляются дети с нарушениями зрения, начиная с 2-х летнего возраста (амблиопия, косоглазие). Косоглазие - не только косметический дефект, оно приводит к нарушению зрительных функций, понижению остроты зрения, а также травмирует психику ребёнка, снижает работоспособность и ограничивает возможности. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить несколько объектов, одновременно опознать их.
Публикация «„Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Повышение остроты зрения, развитие зрительного восприятия является актуальной проблемой, так как зрение детей с косоглазием и амблиопией носит чаще всего монокулярный характер. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей - сложный и длительный процесс. Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения достигаются хорошие результаты восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе.
Целью работы является изучение возможности целенаправленного развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средствами дидактической игры.
Цель определила выдвижение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы процесса развития зрительного восприятия;
2. Выявить особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;
3. Разработать систему дидактических игр для развития зрительного восприятия;
Система работы медицинского сопровождения по коррекции нарушений зрения включает : аппаратное лечение, проводимое врачом - офтальмологом, медсестрой - ортоптисткой и педагогическое сопровождение по развитию зрительного восприятия.
Система педагогического сопровождения по развитию и коррекции зрительного восприятия решает образовательные и воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения.
Многочисленные исследования (Е. В. Островская, Л. И. Плаксина, В. З. Денисова, Т. Н. Никольская, Н. Г. Хопренинова и другие) показали, что дети с нарушением зрения (особенно с глубоким) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками оптико-пространственного восприятия, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении. Дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий:
соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом - офтальмологом;
обязательное лечение на офтальмологических аппаратах;
знание особенностей такой патологии зрения, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения;
знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом - офтальмологом;
учёт возрастных возможностей ребёнка;
индивидуальный подход с учётом диагноза;
правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки;
специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей с нарушением зрения;
использование разнообразных и специфичных методов и приёмов;
перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.
Дидактические игры направлены на решение конкретных коррекционных задач в обучении детей, а так же в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 – настольные печатные;
3 – словесные игры.
В своей работе я активно применяю дидактические игры и упражнения, способствующие повышению остроты зрения :
1. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
2. логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.
Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.
В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам.
Применяемые мною дидактические игры выполняют следующие функции:
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.
Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображённого их словесному описанию.
Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи.
К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам" и другие.
Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры, опираясь на сохранный анализатор (слух).
Подбор дидактических игр и упражнений осуществляю таким образом, чтобы были охвачены все этапы коррекционной работы они представлены на слайдах:
1 этап – прямое обучение - это начальная форма обучения. Он может продолжаться до тех пор, пока дети не освоят его, т. е. не научатся фиксировать зрительное внимание именно на заданном предмете.
2 этап – начало действия ребёнка (подготовка к самостоятельному зрительному действию). На этом этапе появляется возможность проверить уровень зрительного внимания ребёнка, возможность исправить ошибку, уточнить зрительное действие.
3 этап – самостоятельное зрительное обследование ребёнком предмета или его изображения. На этом этапе я только контролирую точность, единство слова и предмета (или детали предмета).
4 этап – перенос освоенного действия на другие объекты.
5 этап – умение выделить заданный предмет из окружающей его действительности (и на иллюстрации, и в предметном окружении).
6 этап - итог всей предыдущей работы, т. к. на этом этапе ребёнок должен уже обходиться без указки, только словом или действием отражая своё видение, словесно уточняя, определяя сложившийся зрительный образ.
Содержание игр и упражнений включают в себя одну лексическую тему, где прослеживается система поэтапной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у детей с нарушением зрения правильный и целостный образ предмета, даёт возможность детям ориентироваться в окружающем пространстве.
При проведении дидактических игр и упражнений применяю как общедидактические методы и приёмы : объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др.,
так и специальные методы и приё мы: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др. Такие специальные методы и приёмы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции глаза.
Во время организованных занятий осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от зрительного дефекта, применяю коррекционно-развивающие задания. Не забываю о том, что ребенок с амблиопией выполняет задание при заклеенном лучшем глазе, т. е. в условиях, когда нагрузка падает на плохо видящий глаз. При рассматривании сюжетных картинок я предоставляю возможность рассмотреть её более длительное время, а детям с низкой остротой зрения – вблизи. Все это помогает увидеть изображение в целом, затем разобрать его по частям. Для сохранения зрения, уменьшения болезненных проявлений, а также для профилактики утомления глаз включаю упражнения для снятия зрительного напряжения (офтальмотренажёр, специальные игры и игровые упражнения).
В конце каждой лексической темы провожу теневой театр по закреплению той же самой темы. Это даёт возможность перейти от специального обучения в играх к самостоятельному познанию изображений предметов, закреплению навыков зрительного восприятия.
Результатом реализации комплексной системы мероприятий по коррекции зрения за 2012-2013 учебный год является улучшение остроты зрения у 14 детей, уменьшение угла косоглазия у 7 детей из 8 детей с данным нарушением, улучшение вида зрения у 2 детей, из 7 детей имеющих нарушение вида зрения.
Сравнительный анализ выполнения Программы воспитания и обучения в детском саду за последние 2 года показывает положительную стабильную динамику развития воспитанников группы : 2011-2012 учебный год уровень выше среднего – 1 (7%, средний уровень – 13 (86 %, уровень ниже среднего – 1 (7%, 2012-2013 учебный год выше среднего – 4 (27%, средний уровень – 11 (73%).
Кроме диагностики выполнения образовательной программы я провожу диагностическое исследование уровня развития зрительного восприятия по методике Марьяны Безруких, доктора биологических наук. Результаты диагностического исследования показали высокий и средний уровень развития зрительного восприятия (диагностика представлена в приложении). Используемый комплекс методов и приёмов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения позволил детям овладеть умениями узнавать и называть предметы, зрительно выделять их из числа других предметов, правильно соотносить образ предмета с его названием, ориентироваться среди предметов окружающего мира, изученных в рамках лексических тем.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира, как средству развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.