Раиса Хребтова
«Дифференциация звуков [Р] — [Р’]. Буква Р». Занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Дифференциация звуков Р – РЬ. Буква «Р». Цели: коррекционно – образовательные: - закрепление произношения звуков «Р» и «Рь»; - выявление артикуляторных и акустических характеристик звуков «Р» и «Рь»; - дифференциация звуков «Р» и «Рь» на слух и в произношении; коррекционно – развивающие: - развитие мелкой моторики рук, слухового и зрительного внимания; - формирование навыка звуко-слогового анализа; - составить схему предложения; - закрепление буквы «Р»; - формировать у детей пространственное ориентирование; коррекционно – воспитательные: - формирование умения слушать товарища.
Публикация «„Дифференциация звуков [Р] — [Р’], Буква Р“, Занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: доска раздаточный материал для выполнения звуко-слогового анализа (прищепки) и составления схемы предложения (вертокрылы, мяч, «эмоциональный» куб: радость, грусть, злость, удивление, страх, удовольствие, бассеин с песком и буквы, алфавит, предметные картинки, конверт, попугаи Рач и Рич, пираты, «звуковая волна», «следовая дорожка», карточки, колечки, рыбки и удочки.
Ход занятия:
I. Организационный момент - Придумано кем - то просто и мудро при встрече здороваться: "Доброе утро". - Хорошо на свете, если солнце светит. Хорошо на свете, если мы все вместе. (Дети соединяют руки в середине круга). - Вспомним наш девиз: «Каждый день, всегда, везде на занятиях, в игре, Громко, чётко говорим, никуда мы не спешим». II. Основная часть
- Что это! Конверт, на нём ничего не написано. Странный какой-то!
Давайте откроем конверт и посмотрим что там.
В конверте лежат разрезные картинки. Мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого письмо (Дети собирают картинки, на картинках изображены большой и маленький попугаи).
Письмо нам прислали попугаи. Теперь мы можем с вами его прочесть (прочитать письмо) : Здравствуйте, ребята! Ребята помогите спасти букву. Злые Пираты украли её из алфавита и увёзли на остров. АЧ и ИЧ. Ребята, а я знакома с этими попугаями. Их зовут Рач и Рич. Ребята, какую букву украли Пираты, догадались? Букву Р-Р-Р и букву РЬ-РЬ-РЬ.
Ребята, вы ведь скоро пойдёте в школу, а как вы будете писать и читать без буквы «Р». Нужно выручать букву. Поможем спасти её? Да! Да и попугаи очень ждут и надеются, что мы поможем им освободить их любимую букву «Р». Но, чтобы попасть на остров, нам надо будет плыть на корабле. К путешествию нам надо подготовится. Ведь путь нам предстоит не лёгкий. Пираты нам подготовили много препятствий, с которыми нам нужно справиться, И я надеюсь мы с ними справимся, потому что мы с вами какие? Смелые, умные, быстрые, весёлые и т. д.
- Массаж лица: «Утро начинается, у нас всё получается! Нарисуем мы очёчки, а потом погладим щёчки»
- Упражнение на дыхание:
Проговаривать громко ра-ра-ра, тихо – ря-ря-ря.
- Артикуляционное упражнение:
«Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй!
- Развитие фонематического слуха:
На звук «Р» топаем, на звук «РЬ» хлопаем. (Дети садятся за столы).
III. Автоматизация звука в слогах (использование пальчиковой гимнастики “Пальчики здороваются”)
– Ребята, корабль на котором мы отправляемся в путешествие необычный и для того чтобы он отплыл нам нужно сказать заклинание: Игра «Наоборот»
Ра-ря ро-рё ру-рю ры-ри рэ-ре
- Давайте с вами вспомним, какие бывают звуки? - Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Какое мы правило знаем о звуках? А о буквах?
- Дать характеристику звукам Р и РЬ (согласная, твёрдая, звонкая и согласная, мягкая, звонкая).
IV. Автоматизация звука в словах (пока в пути поиграем) - Игра «Колечки» (дети работают на карточках колечками) Находят предметы со звуками Р и РЬ, накладывают на предмет колечко. Определяют, какой по счёту звук, на цифру накладывают колечко.
– Игра «Рыболовы» Что я проголодалась, а вы ребята проголодались? Я предлагаю вам наловить рыбы на обед (назвать картинку и определить место звука в слове).
– Молодцы!
V. Физкультминутка Ребята я вижу мы с вами подплываем к острову пиратов – дети смотрят в бинокль (кисти рук – бинокль). «На теплоходе музыка играет» – дети танцуют.
VI. Закрепление буквы «Р» Ребята вспомним, как выглядит буква «Р» : «Указательный с большим мы в кольцо соединим. Руки правой указательный к кольцу слева прислоним»;
«Руку на бочок поставить и друг другу «Р» представить»; - Дети в песке отыскивают букву «Р». – Проговаривают букву «Р» с эмоциональным настроением (бросается кубик и с изображением какой эмоции сторона кубика будет лежать к вверху, с той эмоцией дети будут проговаривать букву «Р».
- Характеристика букв.
( Пираты просят прощения: «Мы пошутили!»)
VII. Чтение слогов (отправляемся в обратную дорогу, дети идут к кораблю по берегу моря по следовым дорожкам и читают слоги: ра, ро, ру, ры, ря, рё, рю, ри).
VIII. Работа с азбукой (дети возвращают букву в алфавит и садятся за стол) Выкладывание буквами слова Рач и Рич.
IX. Работа с предложением (игра «вертокрылы» - на пространственное ориентирование сверху вниз, слева на право) - Дети составляют предложение по картинкам: Дети осенью пойдут в школу. Возьмут в школу портфели с учебниками, тетрадками, ручками. В школе детей встретит учительница. - Сколько слов в предложении? Предложение длинное или короткое? - Каких слов не хватает в предложении? (дети бросают вертокрылы слева направо или сверху вниз, вертокрыл, который упал на пол с видом без картинки, не называется). - Составить схему предложения;
X. Лексико-грамматические игры - Объясни пословицу: «Ученье - свет, не ученье – тьма» - Игра «Собери портфель» - Подбери прилагательные к словам: карандаш какой? – длинный, короткий, заточенный, толстый, тонкий; линейка какая? - длинная, короткая, деревянная, узкая, широкая; тетрадь какая? – тонкая, толстая, большая, маленькая, красивая; пенал какой? – деревянный, мягкий, твёрдый, вместительный, большой, маленький, высокий, низкий, тонкий. Толстый.
XI. Итог занятия : - Какие буквы выручали? Дайте характеристику. - Вспомните слова со звуками Р, РЬ. Игра: мячик ты передавай слово быстро называй. Появляются попугаи и благодарят детей за помощь. - Игры: «По первым буквам прочитай слово», «Живые буквы» : Дети по первым буквам слов встают слева направо: МОЛОДЦЫ!