МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»

Анжелика Козырева
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»

(подготовительная к школе группа).

Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Цель: формировать фонематическое восприятие детей на основе различения

звуков по мягкости, твердости.

Задачи:

1. Формировать умение дифференцировать звуки р / рь на слух;

Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [Р], [Р’]“» размещена в разделах

2. Закрепить навык дифференцированного произношения звуков р / рь в

слогах, словах, предложениях;

3. Активизировать словарь детей словами-обобщениями;

4. Совершенствовать навык звуко- буквенного анализа;

5. Развивать кинестетическое и кинестезическое восприятие;

6. Развивать словесно-логическое мышление;

7. Развивать групповую сплоченность, формировать нравственные

качества личности: доброту, отзывчивость.

Оборудование:

1. Демонстрационное панно с тремя полосками;

2. Два звуковичка в зеленой и синей одежде;

3. Тканевый мешочек;

4. Игрушки / 12 шт. на звуки р / рь

Кружка, шарик, труба,тарелка, пирамидка, рюкзак, карандаш, погремушка, вертолет, матрешка, пантера, курица.

5. Буквы Р, Э, К, Р, И, К.

Ход занятия.

Дети образуют круг. Чтобы настроение детей стало приподнятым и они почувствовали сплоченность коллектива, логопед предлагает детям подарить друг другу искорку своего тепла и улыбки.

Игра «Искра». Дети по очереди поворачиваются друг к другу, слегка нажимая на ладонь, улыбаются, смотря другу в глаза. Так искорка бежит по кругу. Затем логопед оборачивается назад, привлекает внимание к цветным замкам.

Логопед :

- Ребята, мы снова попали в страну Звуканию. Нас уже кто-то встречает. (Из-за панно появляются два Звуковичка).

3вуковuчкu :

- Здравствуйте, ребята! Мы два брата Звуковичка «Р» и «Рь». Друзья нас называют:

- Меня Рэк.

- А меня Рик.

«Р», у меня характер твердый и люблю я все то, что звучит твердо. В моей комнате есть шифоньер, кровать. Я люблю носить рубашки, свитер, а есть творог, пироги, ватрушки.

- Я «Рь», у меня характер мягкий и люблю все то, что звучит мягко. В моей комнате кресло, трельяж. Люблю носить трико, брюки, а кушать рис, фрикадельки, ириски.

Логопед :

- Только вы, братцы, какие-то грустные. Что с вами случилось?

3вуковuчкu :

- В нашей стране Звукании появился страшный обжора Лизун. Однажды он так захотел есть, что слизал все наши буквы, звуки. Теперь мы с братом не знаем, где наши места!

Логопед :

- Не расстраивайтесь, Звуковички! Мы с ребятами попытаемся вам помочь.

- Согласны, ребята?

- Пусть Звуковички остаются с нами, а мы попытаемся им подсказать, где и в каких словах их места.

1. -Для того, чтобы справится с этим непростым заданием нужно быть не только внимательными, но и дружными. А сначала давайте попробуем составить звуковые портреты двух братьев.

(Дети дают сравнительную характеристику этих звуков).

Общее: согласные, звонкие, при их произношении язычок поднимается наверх и дрожит.

Отличие: один мягкий, другой твердый.

Уточняется артикуляция этих звуков.

11. Логопед предлагает присесть на полянке в кружок (на коленях) перед дорогой.

Игра «Камень-вата».

Логопед :

- Подсказывать Звуковичкам будем молча, с помощью рук. Если в слове вы услышите твердый звук, то пальчики сжимаете в кулачки, как камень. Если в слове мягкий звук, то ладошки распрямляете, словно мягкую вату.

Словарь : рак, рябчик, заря, жираф, парад, черемуха, ворона, ларек, крючок, грамота, горячий, тревога, графин.

111. Игра «Крепкая цепочка».

Логопед :

- Преодолеть беду можно только всем вместе. Ведь дружба - это большая сила. (Дети повторяют слоги тройками за логопедом. При правильном произнесении, берутся за руки).

Ра-ра-ря; Ре-рэ-рэ;

Ро-ре-ро ; ру-рю-ру;

Ры-ри-ры ;ря-ра-ря.

Логопед акцентирует внимание на том, что цепочка получилась крепкая, потому что дети были дружные, а это значит, что они могут справиться с любой неприятностью.

IV. Игра «Чудесный мешочек» (дети садятся на стульчики).

Логопед обращает внимание детей на игрушки, стоящие на столе- это подарки для Рика и Рэка, чтобы им не было так грустно. Но Лизун перепутал эти подарки. Предлагает обследовать предметы, затем определить их на ощупь, назвать и разделить между братьями.

V. Игра «Море волнуется».

Логопед акцентирует внимание на том, что подарки братьям понравились. Они повеселели, и предлагают детям поиграть в игру.

Вначале придумать слова, в которых есть твердый звук «Р», и их изобразить мимикой, пантомимикой в движении. Затем тоже с мягким звуком «Рь».

Примерные слова:

Робот, богатырь,воробей пузырь, ворона, орел, ракета, рева, рыба, черепаха, репка.

VI. Самомассаж лица. (Дети стоят около стульчиков или произвольно). Звуковички благодарят детей за веселую игру и предлагают сделать самомассаж, чтобы стать более здоровыми. Одновременно с действиями, произносят чистоговорки.

РА-ра-ра (гладят лобик, Погляди-ка детвора (массируют лицо от носика к ушкам). Ря-ря-ря (от уголков рта к ушкам). Взошла красная заря («обезьянка»). Ры-ры-ры (гладят подбородок, растет рябина у горы (гладят шею). Ри-ри-ри (хлопают, клюют рябину снегири (топают).

VH. Игра «Что с чем дружит».

Логопед :

Чтобы помочь Звуковичкам нужно быть не только внимательными,но и уметь размышлять. Давайте в этом поупражняемся.

1. Морковь «дружит» с картошкой, хорек с черепашкой.

2. Укроп «дружит» с петрушкой, а творог с ватрушкой.

З. Кастрюля «дружит» с тарелкой, а жираф с мартышкой.

4. Репка «дружит» с редькой, а озера с речкой.

5. Муравей «дружит» со стрекозой, а рябина с березой.

6. Трико «дружит» с брюками, а рукава с карманами.

Дети обосновывают свои ответы.

(Трико дружит с брюками, потому что - это одежда, а рукава с карманами, потому что - это части одежды и т. п)

.

VIП. Звуко - буквенный анализ.

На прощание предлагает сравнить слова РЭК и Р И К.

Дети делятся на две команды. Встают друг напротив друга. Называют последовательно звуки в слове, а затем сравнивают их. Если звуки совпадают, то протягивают друг к другу руки, если нет, стоят, опустив.

Делают вывод, что в словах РЭК, Р И К совпадают, т. е. одинаковы только последние звуки.

Выкладывают эти слова и сравнивают. Отличаются они только двумя буквами.

Вывод: значит от гласной зависит, каким будет впереди стоящий звук.

IX. Рэк и Рик благодарят детей за помощь и говорят о том, что они многому от них научились - анализ занятия логопедом, дети делают самоанализ.

МБДОУ детский сад N294 компенсирующего вида Ленинского г. Нижнего Новгорода, 2015год.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие: Дифференциация звуков «с-ш». .

Рекомендации учителю 1 класса. Рекомендации учителю 1 класса. • Дифференциация звуков [С] [С’] [З] [З’] [Ш] [Ж] [Л] [Л’] [Р] [Р’] в спонтанной речи (в играх, развлечениях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 18:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Козырева (УИ 319240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД