Наталья Шумеева
Достижение универсальных целевых ориентиров дошкольного образования посредством технологий эффективной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
«Достижение «универсальных целевых ориентиров дошкольного образования посредством технологий эффективной социализации».
Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важные в развитии детей дошкольного возраста. Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативность.
Публикация «Достижение универсальных целевых ориентиров дошкольного образования посредством технологий эффективной социализации» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям. Инициативный ребенок стремиться к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. в дошкольном возрасте инициативность связанна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу и самостоятельность.
Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников (в период с 3 до 7 лет) является социализация. Социализация – это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально. Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром, окружающей их живой и неживой природы. У детей формируется уверенность в собственных силах.
Одним из самых эффективных средств развития социализации и коммуникативных навыков ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения. Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать, а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и другое. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта.
Мы планируем продолжать свою работу по совершенствованию социально - коммуникативного развития детей, развитию детской инициативности и самостоятельности, изучая и внедряя в практику наиболее эффективные методы и инновационные технологии, направленные на социализацию детей дошкольного возраста. Результатом нашей работы в данном направлении считаем формирование личности ребенка, как полноценного участника социального взаимодействия, включенного в общественные отношения, что так необходимо подрастающему поколению в современном мире.