Ямилова Залия Ахмадулловна
Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством знакомства с русскими народными играми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение общая образовательная школа №17.
Доклад по проекту в старшей группе на тему :
«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными играми»
ПОДГОТОВИЛА:
воспитатель
Ямилова З. А.
г. Ишимба,2025г.
Проект в старшей группе на тему :
Публикация «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством знакомства с русскими народными играми» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными играми»
Актуальность проекта:
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Как жили русские люди? Во что одевались? На каких инструментах играли? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Цель:
Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.
Задачи:
-Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;
-Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;
-Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
-Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
-Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;
-Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;
-Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.
План реализации проекта:
1 этап- подготовительный:
- изучение методической литературы по данной теме;
- сбор необходимой информации, подбор игр;
- написание плана проекта;
2этап- основной
- реализация проекта (НОД)
3 этап- заключительный:
- проведение итогового занятия по рисованию: музыкальный инструмента «Балалайка»
1 неделя
1. Беседа по теме «Русские народные игры»
Цель: познакомить детей с русско-народными играми, рассказать, как появились игры на Руси, пополнить новый словарный запас детей (познакомить с новыми словами, которые встречаются в играх, объяснить значение).
2. Заучивание с детьми считалок
Цель – определение ведущего в игре, распределение ролей и очерёдности в игре. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая.
3. Просмотр видеофильма «Русско-народные музыкальные инструменты»
Цель: знакомство детей с русско-народными песнями и музыкальными инструментами.
3. Познакомить с русской народной игрой «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
4. Познакомить с подвижной русской народной игрой «Бабка Ёжка» (на улице)
Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
2 неделя
1. Познакомить детей с играми малой подвижности :
«Каравай»
Цель: развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
2.«Колечко -колечко».
Цель: развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой.
3. Игра «Гори, гори, ясно!» (на улице)
Цель: игра развивает память, внимание, мышление, ловкость, учит не наталкиваться друг на друга.
4. Просмотр видеофильма «Русские народные костюмы»
Цель: знакомство детей с русско-народными костюмами, цветовой гаммой.
5. Задание детям (на выходные дни) : Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки.
Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта.
6. Итоговое занятие.
Рисование «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: русский народный инструмент «Балалайка».
Вывод:
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Игра - это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы, переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.
Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений, совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.