Получи документы

Фольклор как средство эстетического и речевого развития дошкольников

Марина Крутых
Фольклор как средство эстетического и речевого развития дошкольников

«Фольклор как средство эстетического и речевого развития дошкольников»

Крутых Марина Анатольевна

Актуальность: В настоящее время использование фольклорных произведений в дошкольных учреждениях играет огромную, значимую роль. Для того чтобы вовлечь дошкольника в образовательный, коммуникативный процесс, важно, чтобы он овладел правильной, логически выстроенной речью. И что как не произведения устного народного творчества способствует обогащению речи образностью, красочностью, эпитетами и метафорами. Исследователи неоднократно отмечали, что потребность в фольклоре появляется тогда, когда в жизни общества возникают объективные причины, способствующие обращению к традициям, исконному опыту. В этих условиях фольклор, воспринимаемый общественным сознанием как утрачиваемая ценность, превращается в источник и материал для создания или возрождения национальной культуры. За всем этим угадываются гораздо более глубокие процессы, связанные с вновь возникающим интересом личной потребности в осознании своих корней. Не случайно 2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов страны.

Публикация «Фольклор как средство эстетического и речевого развития дошкольников» размещена в разделах

Изучение фольклорных произведений в детском саду просто необходимо, так как в нем отражается многовековой коллективный опыт народа. А это позволяет фольклорным произведениям стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Произведения устного народного творчества способствуют развитию эстетического вкуса дошкольника, вводят его в мир изобразительного, литературного, музыкального искусства. Эстетическое воспитание зависит от культурных и художественных традиций и обычаев. В процессе эстетического развития дошкольников формируются : эстетический вкус, культура поведения, художественное восприятие произведений искусства, а также эстетическое восприятие природной красоты, прекрасного в обыденном. Средствами фольклора осуществляется формирование личности ребенка, ему прививаются ценности и нормы, накопленные культурой народа.

Фольклор как средство эстетического воспитания способствует формированию положительного отношения к народному творчеству, любви и уважения к народным истокам, восприятию чувства прекрасного. Знакомясь с произведениями фольклора, их историей, дети учатся эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить художественными образами.

С эстетическим развитием тесно связано речевое, коммуникативное. Речевое развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, сверстниками, в бытовых и игровых ситуациях. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком, способствует развитию коммуникативных навыков, развитию умственных способностей. Речевое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики рук. И огромное значение здесь имеет совокупность движений тела, правильного произнесения текста, соблюдение темпа речи, ритма, речевых пауз. Многократное повторение, проговаривание стихотворного текста помогает развивать память, мышление, развивает воображение, логику, обогащает словарный запас. Малые формы устного народного творчества (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки и. т. д.) образны, поэтичны, наполнены эпитетами, метафорами, легки для запоминания. Они обогащают сведениями о природе, окружающем мире и знаниями из самых различных областей жизни. Это ценно тем, что сведения об окружающей действительности приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Мышление и восприятие дают толчок анализу и обобщению, умению самостоятельно делать выводы, вычленять главное, характерное, формировать образ предмета. Стремление обобщить признаки, выделить главное, сформировав образ предмета, способствует развитию речи дошкольника.

Малые формы фольклора формируют представления о многозначности слов, переносном значении слова. Помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.

Игровой фольклор способствует развитию ловкости, смекалки, быстрому запоминанию текста. Здесь проявляются речевые и коммуникативные навыки дошкольников. Дети учатся лаконично и ясно выражать свои мысли и чувства, описывать действия и поступки собственные и товарищей. Это способствует обогащению словарного запаса, развитию речи.

Таким образом, влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. Используя фольклорные произведения различных жанров, элементы игрового фольклора в образовательной деятельности, можно в значительной степени разнообразить ее, привнести новизну и смысловое многообразие. Фольклорные произведения – это кладезь народной мудрости, образности, социального опыта. Емкие по содержанию, они наполнены огромным смыслом. Развивая эстетические и речевые навыки и умения, фольклор влияет на духовное и нравственное воспитание дошкольников. Формирует уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.

Литература:

1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С. -Пб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001;

2. Детский русский фольклор. Учебно-методическое пособие. - Оренбург, ГБУ РЦРО, 2018 г.

3. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. - М. Флинта: Наука, 2002 г.

4. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство эстетического и речевого развития дошкольников
Опубликовано: 29 января 2022 в 20:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД