Светлана Малахова
Формирование художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое название проекта: «Красоту творим мы».
…Детский рисунок процесс рисования - это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. (В. А. Сухомлинский)
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Цель проекта: развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Публикация «Формирование художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Методические задачи проекта:
- развивать творческий потенциал, специальные способности, позволяющие им самим реализовываться в различных формах и видах творческой деятельности;
- формировать у детей умение свободно владеть кистями разной фактуры, использовать дополнительные средства (палочки, колпачки пробки и т. д.)
- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
- помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
- развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно- двигательную координацию.
- развивать творческое мышление.
- формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.
Дидактические задачи проекта:
- развивать важнейшие для художественного творчества умения,видеть мир глазами творца- художника;
-помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов,способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка;
-учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками.
Проблемный вопрос: чем нарисовать рисунок, если под рукой нет кисточки?
Гипотеза: творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Предмет: совокупность методов и приёмов, средств для развитии творческих способностей для дошкольного возраста.
Объект: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ № 13 «Серебряное копытце»- подготовительная к школе группа.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный – 2 младшая группа
2. Диагностический – средняя группа
3. Практический – старшая группа
4. Обобщающий – подготовительная группа
Участники проекта:
- дети, педагоги, музыкальный руководитель,заведующий МБДОУ, родители,сотрудники ДШИ и ЦДТ.
Подготовительный этап:
1. Подготовить материал для изобразительной деятельности.
2. Подготовить бросовый и природный материал (пробки, ластики, листочки, мох, веточки др.)
3. Художественная литература.
4. Пальчиковые игры.
5. Рассматривание иллюстраций, открыток.
6. Экскурсия в детскую школу искусств.
Нетрадиционные методы рисования :
- рисование мыльными пузырями;
- рисование ладошкой;
- набрызг;
- монотипия;
- рисование пластилином;
- кляксография с трубочкой и т. д.
Модель реализации проекта
1. Работа с детьми:
- оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками»;
- творческие отчёты - организация выставки работ кружка;
- участие в городских выставках детского творчества;
- продуктивная деятельность детей; экскурсии в ДШИ;
- «Чудеса чародея цвета»- игры с красками, цветом
- чтение художественной литературы; дидактические игры; беседы;
- посещение детьми познавательных занятий и выставок картин;
-диагностика с целью отслеживания результатов работы;
- Игры- занятия в кружке «Акварелька»; пальчиковые игры.
2. Сотрудничество с родителями:
- помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе;
- анкетирование родителей;
-совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ;
-оформление фотоальбома кружка «Акварелька»;
- участие в викторинах и конкурсах.
3. Методическое сопровождение:
- организация предметно- развивающей среды, связанной с хдожественно-эстетическим развитием детей
- картотека нетрадиционных способов рисования;
- консультационный материал для родителей, педагогов;
- обобщение и распространение недоработанного материала ;
4. Работа с педагогами:
- консультации для педагогов;
- выступления на педагогических советах,методических объединениях;
- педагогическая мастерская «Обмен творческими находками»;
- мастер- класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии»
Достигнутые результаты:
1. Желание и умения детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно- двигательной координации.
4. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
Выводы: в результате целенаправленного внедрения нетрадиционных техник рисования в процесс обучения и воспитания у детей сформирован интерес к художественной деятельности, развиты художественно- творческие способности к индивидуальному самовыражению, через различные формы творческой деятельности.
Дети отличаются самостоятельностью,активностью, проявлением инициативы в художественной деятельности, яркой индивидуальностью, эмоциональной отзывчивостью на красоту окружающего мира и произведения искусства.
Литература:
1. Утробина К., Утробин Г. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
2. Пантиков В. А. «Учимся рисовать – учимся творить»
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в д/с
4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду
6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольника творчество