Формирование коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации

Таисия Герасичева
Формирование коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»

С началом школьного обучения ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и учителем. На протяжении всего периода обучения в начальной школе это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, уходит на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Взаимодействие друг с другом первоклассники осуществляют посредством педагога. Однако по мере адаптации в новом виде деятельности и новом коллективе происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Одной из важнейших задач развития в младшем школьном возрасте является приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей.

Для детей 6-7 лет друзья – это, в первую очередь, те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга зачастую определяется внешними причинами: младшие школьники сидят за одной партой или, например, живут в соседних домах. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на личностные качества, а дружеские связи являются непрочными и недолговечными, поскольку они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто оказывает им помощь, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.

Если у ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, то значит, что ребенок умеет налаживать тесный социальный контакт со сверстником, поддерживать отношения продолжительное время. Также это свидетельствует о том, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Для возникновения дружбы и взаимной симпатии на первое место выходят такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, внимательность, честность, самостоятельность, уверенность в себе.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у младшего школьника складывается система личных отношений в классе.

Младшие школьники, занимающие неблагополучное статусное положение в системе личных отношений в классе, за которое отвечает формирование коммуникативных способностей, также обладают некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что проявляется в драчливости, вспыльчивости, грубости, капризности, замкнутости; нередко им свойственно ябедничество, зазнайство, жадность. Большинство детей данной категории неряшливы, неаккуратны, неопрятны.

Первоклассники оценивают своих сверстников по легко проявляющимся внешне качествам, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание педагог.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. На первом место выходит общественная активность и привлекательная внешность. Значимость приобретают такие качества личности, как самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников, что влияет на их успешную социализацию.

Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, которые способствуют успешной социальной адаптации.

Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Это обусловлено следующими факторами:

1. С началом школьного обучения ребёнок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих взаимоотношений.

2. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении его речевого развития.

3. В этом возрасте отмечается достаточный уровень развития рефлексивных способностей.

4. С началом школьного обучения происходит перестройка отношений ребёнка с окружающими его людьми.

5. Успешное развитие учебных знаний, умений и навыков возможно только в том случае, если младший школьник умеет управлять своими психическими процессами и поведением в целом.

6. У младших школьников складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.

7. На данном возрастном этапе дети не теряют интерес к игре, при этом они используют её в качестве базы для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно эффективно использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

По мнению учёных, под коммуникативными способностями младших школьников как основы их социальной адаптации понимают:

1) комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (доброжелательность, контактность, эмпатичность, отзывчивость);

2) уровень знаний, умений и навыков социально- коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);

3) желание и потребность вступать в социально- коммуникативную деятельность;

4) умение анализировать и адекватно оценивать социально- коммуникативные ситуации и отслеживать свое состояние при взаимодействии с окружающими людьми [6].

Таким образом, младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей как основы социальной адаптации в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативных способностей обучающихся – актуальная за-дача образовательного процесса начальной школы.

Публикации по теме:

Формирование активного словаря у младших школьников с умственной отсталостью Как отмечают многие исследователи, нарушения познавательной деятельности у умственно отсталых детей накладывают отпечаток на формирование.

Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации Приходилось ли вам, когда–нибудь слышать, как дошкольник 5 – 7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте».

Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка «Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка» Учитель начальных классов Гриценко Евгения Андреевна.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность:  На мой взгляд, позитивное содержание.

Опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников» На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых установок: от знаний, умений как предпосылок результативных.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Развитие коммуникативных способностей у детей с аутистической симптоматикой с помощью социальной игры Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации
Опубликовано: 22 января 2019 в 14:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...
Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе
Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной...