Получи документы

Педагогический опыт «Формирование навыков безопасного поведения на улицах города у дошкольников через создание авторских игр»

Марина Королёва
Педагогический опыт «Формирование навыков безопасного поведения на улицах города у дошкольников через создание авторских игр»

Содержание

1. Актуальность….

2. Условия возникновения и становления опыта…

3. Ведущая педагогическая идея ….

4. Теоретическая база опыта…

5. Новизна ….

6. Технология опыта …

7. Результативность …

8. Адресная направленность….

9. Список литературы…

10. Приложение….

1. Актуальность

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети - особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.

Публикация «Педагогический опыт „Формирование навыков безопасного поведения на улицах города у дошкольников через создание авторских игр“» размещена в разделах

В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Также применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Совершенствуя методы и приёмы в работе с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО, я решила углублённо заняться темой:

«Формирование культуры безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста через создание авторских электронных игр».

2. Условия возникновения и становления опыта

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по изучению ПДД, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие основы безопасного поведения на дорогах, ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья большей частью в непосредственной близости от дома. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов.

Ознакомившись с психофизиологическими особенностями дошкольников и поведением их на дорогах, проанализировав знания детей, я пришла к выводу, что большинство детей старшего дошкольного возраста:

- обладают всё ещё довольно ограниченным углом зрения на дорогах

- большинство не могут определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина

- ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч на дороге может отвлечь их от всего остального)

- не уверенно отличают правую сторону дороги от левой

- могут отказаться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар

- по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации

- не могут реагировать мгновенно, т. е. тут же останавливаться, когда их окликнут

- по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета.

С каждым годом современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все плотнее входят в нашу жизнь. В последнее время всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу о необходимости использования ИКТ в обучении детей ПДД и формировании основ безопасного поведения на дороге. Компьютерные технологии позволяют формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения, систематизировать работу педагога.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать подачу дидактического материала, направленного на обучение детей дошкольного возраста, правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы вобразовательном процессе.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать совместную деятельность с детьми нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Посредством подобранных методик обучения ПДД не только формируется комплекс знаний, но и вырабатывается практическое умение, навыки безопасного поведения, представление о том, что дорога несет потенциальную опасность и требует, поэтому, особо строгой дисциплины и сосредоточенности от всех участников движения. Формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, позволяющей СЕМЬЕ дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, позволяет по-новому взглянуть на выполнение ПДД, на совместное обучение ребёнка и взрослого в домашних условиях, на улице с использованием единого информационного пространства.

Использование ИКТ является одним из приоритетов современного образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. В связи с этим и возникла мысль посвятить свою работу именно теме «Формирование культуры безопасного поведения на дороге у старших дошкольников с использованием компьютерной техники»

3. Ведущая педагогическая идея и задачи опыта:

Идея: формирование культуры безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста через создание авторских электронных игр

Задачи:

- формировать сознательное отношение к соблюдению Правил дорожного движения;

- совершенствовать умение ребенка свободно ориентироваться в потоке уличного движения;

-формировать привычку правильного поведения на дорогах;

- формировать у детей чувства ответственностиза свои поступки

4. Теоретическая база опыта

Изучая исторический аспект проблемы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста, мне стало известно, что на разных исторических этапах имело место различное понимание социально-педагогической и медико- педагогической защиты и охраны здоровья детей, которое зависело от социально-экономических условий, философско-религиозных или светских представлений о человеке, его предназначении, смысле жизни и смерти, о здоровье и болезнях.

Поскольку в последние десятилетия актуальность проблемы формирования основ безопасности жизнедеятельности не только не снизилась, но, в связи с развитием техники, еще и возросла, многие современные ученые изучают вопросы формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности поведения.

Данной проблемой занимались такие российские исследователи, как Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, Г. К. Зайцева, Т. Г. Хромцова и др. Исследователи отмечают, что у подготовленного к опасной ситуации «компетентного» человека преодоление чувства растерянности происходит значительно быстрее; у неподготовленного – сохраняющаяся растерянность определяет длительное бездействие, страх, суетливость.

Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Т. Ф. Саулина, считает, что знакомить детей с правилами безопасного поведения необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии мыслительных операций старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году были разработаны теоретические основы применения информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться компьютерные программы для дошкольников.

5. Новизна.

Свою деятельность считаю инновационной, т. к. в работе с детьми по формированию культуры безопасного поведения на дороге у детей, активно использую мультимедийные технологии по создаю познавательно –развивающих электронных игры по правилам ПДД в программе Microsoft PowerPoint, которые использую в работе с учётом тематического планирования как в НОД так и в совместной деятельности с детьми, а грамотное использование современных образовательных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к усвоению основ безопасного поведения на дороге. Также впервые в ДОУ организовала клуб для родителей «Автошка».

6. Технология опыта

Цель моего опыта - создание системы работы с детьми по формированию культуры безопасного поведения на дороге с помощью информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС ДО, позволяющей существенно повысить мотивацию детей к ознакомлению с ПДД и основами безопасного поведения на дороге.

В своём опыте работы я представляю материал, который может быть использован педагогом ДОУ и дополнительного образования в НОД, в совместной деятельности с детьми, как в утренние часы, так и в вечерние.

Для повышения эффективности работы с детьми по формированию культуры безопасного поведения на дороге, мною была разработана серия интерактивных игр по ПДД для детей дошкольного возраста. Вашему вниманию представляю картотеку авторских интерактивных игр по ПДД.

(Приложение №1 + ДИСК)

Интерактивные игры применяю для обобщения знаний дошкольниками правил дорожного движения. (Приложение № 2)

Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

«Знаки дорожного движения»

Игра способствует развитию умения различать и называть дорожные знаки, кроме того способствует развитию слухового восприятия, наблюдательности. «В добрый путь!»

В данной игре дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и то, что игра способствует прежде всего воспитанию грамотного пешехода, приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

«Детям знать положено!»

В этой игре дошкольники знакомятся с основами безопасного поведения на дороге.

«Знатоки дорожного движения»

Данная игра предназначена для закрепления и обобщения знаний детей о ПДД;

Способствует развитию логического мышления, зрительного восприятия.

«Нам на улице не страшно!»

Игра также предназначена для закрепления полученных знаний детей в области безопасного поведения на дороге. Способствует развитию умения видеть опасные ситуации, наблюдательности; воспитанию грамотного пешехода.

Для повышения интереса детей к знакомству с основами безопасного поведения на дороге посредством интерактивных игр использую:

- компьютер;

- интерактивный стол;

- интерактивную доску;

- «электронно-образовательные комплексы» (девайсы).

Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования. (Приложение №3)

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

Интерактивные игры по ПДД помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Игра не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность. А главное способствуют воспитанию грамотного пешехода!

Важным условием при формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге является также и взаимодействие с семьёй. Для более эффективной работы с родителями по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге у нас в ДОУ создан семейный клуб для родителей-автолюбителей «Автошка».(Приложение №4)

«Автошка»-это семейный клуб, целью которого является привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и формирование устойчивого интереса родителей к безопасности детей как участников дорожного движения.

Я являюсь руководителем данного клуба. На заседаниях мы активно используем ИКТ. Родители нашего клуба участвуют в создании игр по ПДД, в том числе интерактивных, в создании дидактических пособий.

"Золотое правило дидактики - наглядность" – так говорил известный педагог Ян Каменский.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать подачу дидактического материала, направленного на обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице максимально удобной и наглядной, интерактивные игры стимулируют интерес к обучению и позволяют устранить пробелы в воспитательно-образовательном процессе.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать совместную деятельность с детьми нетрадиционной, яркой, насыщенной.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что грамотное использование современных образовательных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к знакомству с ПДД и основами безопасного поведения на дороге. Интерактивная игра помогает воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, а это, в свою очередь, способствует наиболее широкому раскрытию способностей детей, активизации умственной деятельности. Использование моего опыта работы позволит совершенствовать активность дошкольников в изучении ПДД.

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения.

7. Результативность.

Благодаря целенаправленной работе по формированию культуры безопасного поведения на дороге у детей старшего возраста,при активном участии родителей, я добилась следующих результатов:

-у детей существенно повысилась мотивация к ознакомлению с ПДД;

- дети познакомились со значением дорожных знаков, научились понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

-у детей обогатился словарный запас по дорожной лексике;

-у детей формируются навыки наблюдения за дорожной обстановкой и умения предвидеть опасные ситуации, дети научились анализировать и распознавать возможные опасные ситуации;

-дети проявляют инициативу, самостоятельность, умеют сотрудничать с другими, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими (развивается свободная творческая личность).

Мониторинг позволяет говорить об успешности моей работы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение №6)

8. Адресная направленность.

Опыт доступен и может быть использован воспитателями, старшими воспитателями, педагогами дополнительного образования с детьми дошкольного возраста, студентами педагогических колледжей в практике, родителями в семейном воспитании. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагогов, специалистов и родителей в вопросе безопасности детей как участников дорожного движения.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Формирование навыков безопасного поведения на улицах города у дошкольников через создание авторских игр»
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 21:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД