МААМ-картинки

Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села

Екатерина Пересыпкина
Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села

«Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села»

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и социального окружения. Начинать формирование нравственных качеств необходимо как можно раньше – в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это самый эмоциональный и восприимчивый период детства, наиболее благоприятный для развития нравственных качеств, таких, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий мир, учится взаимодействовать с социумом, проходит первые этапы в своем нравственном развитии, приобщается к ценностям культуры.

Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных и этических представлений, привития норм и правил поведения. В его основе лежит и развитие чувства малой родины, корней, связывающих малыша с его родным домом и с его ближайшим окружением. Начало чувства малой родины лежит в восхищении тем, что дети видят перед собой, тем, что изумляет их, что находит отклик в их маленькой душе.

И пусть многие впечатления не осознаны еще глубоко, но, будучи пропущенными через восприятие ребенка, они играют значительную роль в становлении личности.

Основой формирования любви к Родине у сельских дошкольников является накопление ими социального опыта – опыта жизни в родном селе, усвоение принятых в нем норм поведения, системы взаимоотношений, приобщение малышей к миру его культуры и православным традициям.

В нашем детском саду сложилась определённая система работы по ознакомлению и приобщению детей к культуре родного села, его православным традициям.

Целью нашей работы является: создание педагогических условий для формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с православными традициями родного села, русской народной культуры.

Для реализации цели мы определили следующие задачи:

Развивать умение дошкольников видеть и понимать красоту окружающего мира.

Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине и интерес к культуре, историческому и духовному наследию села.

Воспитывать бережное отношение к культурным и православным традициям.

Формировать нравственные и патриотические чувства: доброту, уважение, любовь к малой родине.

Обогащать словарный запас ребёнка путем введения культурных и православных понятий.

Заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству и ориентировать их на духовно-нравственное воспитание детей.

Важным условием формирования нравственных качеств личности сельских дошкольников выступает поэтапное освоение компонентов культурного пространства села.

Однако само по себе даже самое богатое и насыщенное культурное пространство не гарантирует развитие. Превратить окружающую ребенка среду в среду его личностного становления можно лишь при условии целенаправленной организации педагогического процесса.

В каждой возрастной группе нашего детского сада ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию детей согласно перспективному планированию.

В работу мы включаем различные виды деятельности : познавательно-исследовательскую, художественно-продуктивную, досуговую, игровую. В арсенале воспитателей экскурсии, знакомство с произведениями искусства, чтение художественной литературы, дидактические игры, этические беседы, мероприятия, освещающие природные достопримечательности и культурные события села.

Основой содержания работы по нравственному воспитанию в детском саду является календарь: природный, гражданский и православный, в соответствии с которыми планируется и строится воспитательно-образовательная деятельность с детьми.

Вершиной этой работы становятся наши православные праздники. Праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они приносят радость, задают особый ритм духовной жизни человека.

Обогащению знаний о православных традициях помогает знакомство с такими праздниками, как «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Пасха», «Троица» и др.

Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Значение этих праздников заключается в том, что они дают детям возможность проявить свои чувства, пробуждают эмоциональные переживания, стимулирует оптимистическое настроение. Готовясь к празднику, ребята знакомятся с его историей, изготавливают костюмы, атрибуты, становятся участниками праздничного действа.

Для приобщения детей к традиционной культуре посредством православных праздников, в нашем детском саду создана предметно-развивающая среда: в театральном уголке размещены различные сказочные персонажи, оформлен мини-музей «Русская изба», в группах есть уголки православия. Материально – техническая база детского сада оснащена аудио- и видеоаппаратурой. Дети имеют возможность просматривать фрагменты мультфильмов, сказок, слушать музыкальные произведения.

Воспитателями нашего детского сада разработана программа «Родной свой край – люби и знай».

Целью программы является воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России.

В календарно-тематическое планирование программы входят:

- проведение экскурсий по достопримечательным местам родного села,

- беседы и рассказы об истории создания села, известных людях,

- участие в общественных мероприятиях, народных и православных праздниках.

Наше село Дубовое Петровского района богато православными и культурными традициями. В селе действует храм Михаила Архангела. Отмечаются православные праздники, проводятся праздничные богослужения, крестный ход,

Ежегодно 21 ноября отмечается православный праздник - Собор архистратига Михаила или Михайлов день, который для села является престольным. Для жителей это нерабочий день. Проводится богослужение, праздничный концерт народного творчества, в котором принимают участие и наши воспитанники. В этом году прошел крестный ход, был открыт и освящен источник в честь Архангела Михаила.

Широко отмечается в селе праздник Светлой Пасхи.

Новой культурной традицией стал открытый летний фестиваль «Фруктовый вернисаж», в рамках которого проводятся экскурсии в местный краеведческий музей, храм Архангела Михаила, в сады и производственные объекты предприятия «Дубовое», выступают творческие коллективы.

Участвуя в мероприятиях, как в качестве зрителей, так и в качестве непосредственных участников, наши воспитанники приобщаются к историческому, культурному и православному наследию села, которое имеет богатую историю.

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляться совместными усилиями детского сада и семьи. Мы стараемся организовывать совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. Совместно с родителями мы создаём проекты, организуем и проводим праздники и экскурсии.

Организуя ознакомление и участие детей в традиционных мероприятиях, мы стараемся прививать не только нравственные качества, но и гордость за наше село, за его культурные и духовные традиции.

Проводимая работа показала, что дети живо интересуются историей своего села, с удовольствием разучивают и исполняют народные песни, играют в народные игры. Педагоги нашего дошкольного учреждения постоянно находятся в творческом поиске новых форм работы с детьми в духовно-нравственном направлении.

Святитель Феофан Затворник говорил: «Воспитание - самое святое из всех святых дел».

Мы уверены, что деятельность педагогического коллектива нашего детского сада благотворно воздействует на эмоциональное состояние каждого ребёнка. Все проводимые мероприятия интересны и полезны для развития детей и их духовного роста. Главный результат нашей работы – усвоение детьми вечных ценностей: доброты, милосердия, сострадания, любви.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 13:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД