Папки-передвижки

Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста

наталья викторова
Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста

«Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста».

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, привычки экологически грамотно взаимодействовать с природой. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития: физического, интеллектуального, духовного и т. д. Во время общения с природой мир человека обогащается духовно, он становится мягче, добрее, расширяется его кругозор.

Публикация «Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование ценностного отношения к природе должно начинаться с раннего возраста и продолжатся на протяжении всей жизни человека.

Исходя из вышеизложенного я поставила перед собой

Цель: Воспитание ценностного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста через формирование начал экологической культуры.

Для реализации цели я наметила перед собой следующие задачи:

1. Сформировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливая простейшие связи между ними.

2. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Для решения выше изложенных задач определила следующие формы и методы организации детской деятельности:

Свою работу я начала с обогащения предметно-пространственной развивающей среды в группе. Создавая экологическое пространство в группе, я опиралась на опыт работы Т. А. Серебряковой, С. В. Тиманиной и придерживалась следующих требований:

1. Эмоциональная привлекательность предметов, материалов, оборудования.

2. Направленность предметно – пространственной среды на формирование активности детей в разных видах и формах деятельности.

3. Направленность на оптимальное развитие задатков и способностей каждого ребенка.

4. Обеспечение каждому ребенку свободы выбора пособий, материалов.

5. Обеспечение доступности материалов и пособий интеллектуально и физически.

6. Целесообразность предметов и материалов.

Экологическое пространство в группе я создавала с учетом возрастных особенностей детей, так как дети среднего дошкольного возраста отличаются эмоциональной отзывчивостью, активностью и любознательностью.

Для формирования элементарных представлений об основных свойствах растений – как живых организмах, способах дифференцированного ухода за комнатными растениями в уголке природы поместила 6 комнатных растений: аспарагус, аспедистру, бальзамин, бегонию вечноцветущую, бегонию крапчатую, фикус.

Календарь природы позволил детям при помощи воспитателя и самостоятельно детально фиксировать природные явления, процессы, изменения, которые они наблюдали на прогулке.

Для усиления работы по формированию у детей навыков исследовательской деятельности в уголке природы мной была создана зона опытнической деятельности. Она включает в себя различные пособия, инструменты, обеспечивающие детям успех в экспериментирование: чашечки, тряпочки, баночки, лупы и т. п.

В уголке природы я разместила : модели, многочисленные дидактические картинки и игры экологического содержания, художественная литература о природе и ее объектах, разнообразные раскраски, альбомы, дидактический материал природоведческого характера, а так же инструментарий по уходу за растениями: лейки, тряпочки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

Для творческого экспериментирования в уголке природы я поместила разнообразный природный материал : камешки, семена и т. п., сопутствующие материалы – бумагу, пластилин, карандаши и т. п.

Все оборудование в свободном доступе для детей, эстетически и гигиенически привлекательное.

Формирование основ ценносного отношение к природе у детей осуществлялось поэтапно:

1этап «Ознакомительный» - уточнение и систематизация знаний детей о мире природы и выявление умений по уходу за объектами природы.

На этом этапе я предлагала детям разнообразные игры-задания («Когда это бывает?», «Кто это?»). С детьми рассматривала дидактический материал и картины природоведческого характера, проводила беседы об увиденном в процессе наблюдений за объектами природы, создавала проблемные ситуации. Дети наблюдали за работой воспитателя в уголке природы и на огороде. Широко использовала художественное слово для восприятия красоты природы (загадки, пословицы, потешки, стихи, рассказы, сказки).

2 этап «Познавательный» - формирование основ ценностного отношения к миру природы и развития познавательных умений.

Все экологические темы я разбила на блоки, в которых поставленные задачи изучались более углубленно и подробнее и интегрируются со всеми видами деятельности.

На этом этапе основным методом являлось наблюдение. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии. Каждодневные наблюдения приучают детей приглядываться, подмечать ее особенности, развивая у детей наблюдательность. Наблюдения является неисчерпаемым источником эстетических восприятий и эмоционального воздействия на детей. В течение всей работы я проводила наблюдения как с одним ребенком, так и с группой детей или со всей детьми вместе; эпизодические (за дождем, снегопадом, листопадом, прилетевшей птицей и т. п.) и длительные (за рыбками в аквариуме, за комнатными растениями и т. п.). В ходе наблюдений я предлагала детям выполнять несложные трудовые поручения (полей цветок, покорми черепах, собери листочки и т. п.). Постепенно дети начинали понимать некоторые связи и отношения между объектами природы (почему осенью стало холоднее; почему растение вянет и т. п.). После многочисленных наблюдений мы с детьми ходили на экскурсии в лес, парк, зоопарк.

Далее я организовывала тематические занятия («Кто живет в лесу?», «Зимуш ка-зима» и т. п.). Занятия позволяли обобщить знания детей о природе. Занятия давали мне возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми я использовала разнообразные рассказы о природе, беседы, чтение художественных произведений (Е. Чарушина, В. Бианки, В. Зотова, М. Пришвина и т. п.). Рассказывая детям, беседуя с ними, читая художественную литературу о природе, я всегда использовала разнообразные дидактические картины (деревья, цветы, насекомые и т. п., сюжетные картины (Как дети спасали птиц, животные леса в разные времена года и т. п., иллюстрации к художественным произведениям, репродукции известных художников (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», К. Ф. Юон «Мартовское солнце» и т. п.).

Особое место в работе с детьми я отвела демонстрации моделей. Моделирование позволяет обеспечить успешнее усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, с детьми проводила простейшие опыты (необходимость воды для растения; почему тает снег и т. п.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, песка и т. п.). Благодаря опытам у детей развивался интерес к изучению мира природы.

На прогулках, на занятиях, в повседневной жизни мы с детьми постоянно играли в дидактические, подвижные, творческие игры природоведческого характера. С помощью игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

3 этап «Практический» - Овладение умениями ухода за живыми существами в совместной и самостоятельной деятельности детей.

На этом этапе большое значение имел труд в природе. В процессе труда детей в уголке природы и на огороде, я старалась воспитать любовь и бережное отношение к ней. У детей стал развиваться интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе. Во время труда детей в природе, я знакомила их со свойствами и качествами объектов природы. Трудясь, дети на практике усваивали зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей

Особо эффективными на данном этапе оказались следующие формы и методы работы с детьми: самостоятельное использование дидактических, настольно – печатных, подвижных, творческих игр; обращение к прошлому опыту; самостоятельное пользование художественной литературой о природе; самостоятельное рисование, лепка, аппликация, разукрашивание книжек раскрасок по теме; конструирование из бумаги животных, птиц, рыб, насекомых, цветов; самостоятельное рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций, репродукций художников.

Эффективность роботы по формированию ценностного отношения детей к природе в большей части зависит от тесного взаимодействия педагога с родителями. Я использовала в своей работе такие методы, как общие и индивидуальные консультации, рекомендации и советы экологического содержания, тематические выставки, привлечение родителей к экскурсиям с детьми в лес, выставки совместных работ из природного материала.

Родители должны вполне осознавать, что без ознакомления детей с жизнью природы, трудно обеспечить полноценное развитие ребенка. Именно в семье через наблюдения, практическую деятельность, игры, чтение у детей накапливается большой стихийный опыт о мире природы, который нуждается в дальнейшей коррекции, осмыслении.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Данная проблема позволила определить цель. Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений.

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, природе. Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.   В.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Bсем известно, что детство это самый уникальный период в жизни человека, ведь именно в это время формируется здоровье, происходит становление.

Формирование основ культурного поведения у детей дошкольного возраста Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает.

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения.

Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста Е. В. Ульянова ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматривается.

Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей с общем недоразвитием речи дошкольного возраста.Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей с общем недоразвитием речи дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Система.

Консультация «Формирование у детей дошкольного возраста основ правильного питания» «Здоровый вид лучше, чем рекомендательное письмо» - гласит французская поговорка. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических.

Отчет по самообразованию «Формирование основ краеведческого аспекта у детей дошкольного возраста» Отчет по самообразованию воспитателя высшей кв. категории Лярской И. Г. Тема самообразования: «Формирование основ краеведческого аспекта.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Уточнить представление детей о частях тела и их назначении. 2. Развивать умственную активность детей через понятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 20:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД