Приложение МААМ

Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе

Любавская Галина Викторовна
Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»

Финансовое просвещение – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе» размещена в разделах

Проблема формирования основ финансовой грамотности в логопедической работе, что это? С первого взгляда, не до конца было понятно, с чего можно было бы начать, и как связать работу учителя-логопеда с финансовым развитием детей. Но углубившись в этот вопрос, постепенно стало понятно что, в той или иной степени, мы касаемся этой темы.

Если смотреть на перспективу в календарно-тематическое планирование группы компенсирующей направленности, на мой взгляд, нет необходимости включать отдельным пунктом неделю «Финансовой грамотности» (хотя это тоже дискуссионный вопрос, так как такие темы как: «Транспорт», «Мебель», «Посуда, продукты питания», «Семья» и другие можно связать с областью экономики. Знакомство со словами экономика, купюра, монета, банк, семейный бюджет, доход, расход, вполне можно включить в вышеназванные темы.

Важно, чтобы ребёнок с ТНР правильно понимал значение слов и смысловое родство этих слов. Для детей, как для детей с речевыми патологиями и для всех остальных, особенно важно, чтобы словарь накапливался в определённой системе.

Возьмем, например, тему «Семья». В процессе изучения темы, встречаем

такое слово как «монета».

Дети узнают, что монета – это денежный знак, который изготавливается из металла, имеет определённую форму вес и достоинство.

Подбирают родственные слова и синонимы к этому слову (копейка, денежка, грош).

Кто зарабатывает в семье деньги?

Мама и папа – работают на работе.

Бабушка и дедушка – получают пенсию.

Старшие братья и сестры учатся в колледже или институте и получают стипендию.

Доходы семьи – это все деньги, которые поступают в семью. Называется семейный бюджет, который, тратится на нужды всех членов семьи.

Разбор слова «монета» по звуковому составу.

Игра «Объясни значение выражения» :

Что обозначают словосочетания:

• звонкая монета

• фальшивая монета

• памятная монета

• старая, старинная монета

• иностранная монета

Следующее задание цель: изменение слов по падежам.

Задание: Закончить предложение, словом «монета».

У Тани в кошельке лежат …

У Вани в карманах нет …. и т. д. (Можно добавить согласование числит., сущ.)

Глагольный словарь: Что можно делать с монетами?

Что-то купить, положить в копилку, отнести и положить на счёт в банке, отдать маме, посчитать, потерять, пересчитать и т. д.

Работа над словообразованием сложных слов (путем сложения двух основ) :

Работу даёт – работодатель.

Заработанная плата – зарплата.

Универсальный магазин – Универмаг.

В качестве динамической паузы можно использовать игру с мячом:

«Что не купишь на монеты?» (любовь, дружбу, семью)

Работа с деформированной фразой :

Папы, у, монет, 6, кармане, в.

Объяснение значения фразеологических оборотов:

Платить той же монетой - отвечать тем же самым, таким же отношением, поступком и т. д

Принимать за чистую монету.

Существовало несколько способов проверки подлинности монет. Один из них заключался в проверке на зубок. Если на монете не оставались вмятины, значит это чистая монета, а если оставалась вмятина - значит это фальшивка. Позже приобрело переносное значение : принять за правду, какой либо вымысел.

Можно использовать, приём «зарабатывания» монет, который нравится детям.

За каждое правильно выполненное задание, дети получают «монеты». В конце занятия подводятся итоги, кто больше заработал монет. Решаются не сложные экономические задачи: как, когда и куда рационально потратить заработанные деньги?

• Купить сыну зимнюю одежду или дочери новую игрушку?

• Или, например, предлагаю «купить» билеты идём смотреть мультфильм.

• Или «отправляемся» в магазин и решаем, что можем купить на наши монеты, а что не можем? И почему?

Богатый речевой потенциал по формированию основ финансовой грамотности содержится в следующих формах художественного слова - потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки.

Ознакомление со сказками затрагивает различные стороны речи, обогащает словарь. Во время пересказа дети пользовались простыми и сложными предложениями, делая свою речь красочной. Во время исполнения роли, изображая сказочного героя, меняют интонацию, темп речи.

Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

К. И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К. И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

Сказки о деньгах:

.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г. Х. Андерсен «Огниво»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Таким образом, формирование основ финансовой грамотности в группе компенсирующей направленности способствует решению следующих задач:

- формирование основ экономической культуры у детей-дошкольников;

- побуждению детей к общению друг с другом;

- комментированию своих действий;

- способствует закреплению навыков пользования звуками;

- совершенствованию разговорной речи;

- расширению словарного запаса;

- формированию грамматического строя языка и связной речи.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: работа, направленная на формирование основ финансовой грамотности в логопедической группе увеличивает интерес детей с ТНР к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения речевого материала детьми.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о работе, проделанной по программе финансовой грамотности «Приключения кота Белобока»Фотоотчёт о работе, проделанной по программе финансовой грамотности «Приключения кота Белобока» В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребёнка.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 16:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе» (включая файлы) размещена пользователем Любавская Галина Викторовна (УИ 1270969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД